Хрупкое состояние

Хрупкое состояние

PinchukArtCentre представляет масштабную международную групповую выставку "Хрупкое состояние" с участием 10 ведущих художников мира, в том числе Марины Абрамович, Ай Вэйвэя, Дугласа Гордона, Карлоса Мотты, Оскара Мурильо, Сантьяго Сьерры, Бартелеми Тогу, Яна Фабра, Урса Фишера и Дэмиена Херста. Хрупкое состояние часто передает деликатный момент уязвимости, и именно это определение может стать самым точным описанием окружающего нас мира.

Термин "Fragile State" – это рефлексия о хрупком состоянии мирового порядка, или в более абстрактном смысле, оно имеет отношение к идеологическим, культурным и социальным уязвимостям. Это понятие можно рассматривать в сугубо личном смысле: уязвимость тела и разума.  Эта выставка системно блуждает между этими различными определениями понятия "Хрупкое состояние".

Она побуждает к разговорам, где связываются уязвимость нашего тела и сознания с хрупкостью идеологий и исторических прочтений. Она проводит параллели между уязвимостью молодежи и уязвимостью страны в состоянии войны, или между уязвимостью жизни и уязвимостью государства, над которым нависла опасность.  Выставка начинается с рефлексии о культуре, цивилизации и истории, воплощенной в LEGO-версии работы Ай Вейвея "Роняя урну Династии Хань" (2016). Эта работа –  недавнее переосмысление более ранних изображений 1995 года, на которых Ай Вэйвэй фотографирует сам себя, как он роняет и разбивает 2000-летнюю церемониальную урну Династии Хань (этот период считается в истории Китая золотым веком). Реагируя на возмущение публики, по легенде, он ответил: "Генерал Мао говорил нам, что мы можем построить что-то новое, только разрушив старое".

Эта мысль усиливается в работе Карлоса Мотты "Колониальные форты № 10" (2013). Художник отследил архитектурное наследие, которое оставили после себя колонисты Латинской Америки, разрушавшие во время завоевания континента целые цивилизации. Эта тема развивается в различных формах на протяжении всей выставки и замыкает полный круг работой Дугласа Гордона "Конец цивилизации" (2012). На этой работе изображен рояль, пылающий на фоне панорамы границы Шотландии с Англией, рядом с Римским Валом. Его работа имеет глубокий смысл, отсылая к Римской цивилизации, которая заканчивалась именно здесь, на Римском Валу, а в современном политическом смысле, она заставляет задуматься о том, что эта граница значит для Англии и Шотландии сегодня.   Уязвимость государств, в политическом понимании, пронизывает в историческом смысле все указанные работы. Произведения Сантьяго Сьерры рассматривают это понимание сегодня. В 2012 году он создал в Валенсии (Испания) работу "Сожженное слово" (2012). На изображении – монументальная конструкция в виде слова "Будущее", возведенная напротив обедневшего квартирного комплекса.

Слово охватывает пламя и уничтожает его дотла. Это происходило на пике финансового кризиса в Испании – во время, когда государство уже не было способно поддерживать свой собственный финансовой сектор и получило финансовую поддержку от ЕС на сумму более 100 миллиардов евро. В это же время значительно выросла поддержка идеи независимости Каталонии. Вторая работа Сьерры под названием "Ветераны войны в углу" (2017) продолжает серию перформансов, которые он проводил, начиная с 2011 года, приглашая ветеранов, которые были участниками исторических конфликтов, просто постоять в углу спиной к зрителям в течение определенного периода времени. Этот перформанс показывает солдата как работника индустрии войны. Он критически ставит вопрос о социальном положении ветеранов после того, как они уже не могут воевать или работать, одновременно исследуя соотношение между политикой и виной. Впервые в этот раз Сьерра работает не с ветеранами холодных конфликтов, а с теми, кто принимал участие в конфликте на Востоке Украины, который все еще продолжается. Привести ветерана все еще продолжающегося конфликта в галерею – это порождает конфронтацию с реальностью, побуждает задуматься о ветеране и его или ее взаимоотношениях с политиками, которым нужно завершить этот конфликт.  

Работа "Ветераны войны в углу" говорит не только о политическом состоянии, но и о личной уязвимости. Это – тема, к которой совсем иначе подошел Оскар Мурильо в своей работе "Частоты" (2013 – настоящий момент): это серия из 28 полотен, созданных в сотрудничестве с детьми со всего мира. Эти работы – часть долгосрочного проекта, в рамках которого Мурильо закрепляет холсты на партах школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Графика на полотнах фиксирует портрет беспокойств, мыслей, страхов, надежд и представлений будущего поколения. Они колеблются от личного до политики, передавая уязвимый момент в жизни молодого человека – момент открытости и взгляда, устремленного в будущее.  Урс Фишер также обращается к личной уязвимости, однако его тема происходит от обычной, повседневной жизни, и раскрывается в таких работах как "Внутренняя погода" (2000), "Стул для привидения: Урс" (2003). Его скульптура из восковой свечи "Без названия" (2011) изображает художника, сидящего за столом с бутылкой вина, медленно тающего на протяжении работы выставки. Традиционная тема Memento Mori, которую олицетворяет собой теряющее силу тело, раскрывается во взаимодействии с работой "Победить вирус!" (2016) художника Бартелеми Тогу. Источником вдохновения для его восьми расписанных вручную ваз стали исследования вирусов ВИЧ и Эбола. Тогу объясняет, что эти вазы – это нечто большее, чем человек, и они символизируют наши взаимоотношения с водой, которая одновременно и очищает нас, и может быть источником заражения. Это повышает уязвимость тела перед окружающим нас миром, перед природой и самой жизнью, и вторит этому работа Дэмиена Херста, "Сегодня есть, завтра нет" (2008).  

Раздел, закрывающий выставку – работа Марины Абрамович "Генератор" (2014/2017). Художница приглашает аудиторию провести опыт над своим телом, своим сознанием и окружающим посетителей пространством, будучи полностью лишенными всякой возможности видеть или слышать. Это переносит понятие "Хрупкого состояния" на тело и сознание зрителей, ставя их в состояние уязвимости, одновременно сосредотачиваясь на центральном понятии творчества Абрамович: "пустоте". Как она сама отметила: "Самое сложное – это делать что-то, близкое к ничему".   Куратор выставки – арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф.

ГДЕ, КОГДА И ПОЧЕМ
Когда:
10 июля 2017 - 8 января 2018, 12:00
Адрес:
Бассейная улица, 1/2
Телефон:
(044) 590-08-58