Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин, пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны

По мнению Энрике Пеньялосы, власти любого города должны заботиться о его будущем, то есть, о детях. Фото КГГА

По мнению Энрике Пеньялосы, власти любого города должны заботиться о его будущем, то есть, о детях. Фото КГГА

Транспорт и инфраструктура
23 марта 2012 14:17

 

Как уменьшить количество автомобилей в Киеве? Как впустить в город больше свежего воздуха? Как заинтересовать народ в чтении и личностном росте, и пресечь на корню подростковую преступность? Обо всем этом в течение полутора часов в столичном Доме архитектора рассказывал экс-мэр столицы Колумбии, а ныне председатель Совета директоров Института транспорта и развития Нью-Йорке, международный консультант по стратегии градостроительного развития и политики Энрике Пеньялоса.

В свое время Пеньялоса переломил ситуацию в родной Боготе, сделав столицу реальным центром Колумбии со множеством парков и скверов, общественных библиотек. Благодаря усилиям команды экс-мэра, в городе ввели день без автомобилей, пересадили всех на велосипеды. Теперь Энрике в качестве консультанта мотается по городам и странам, рассказывая, сравнивая и обучая. Остается надеяться, что наши градоначальники прислушаются к его мудрым речам.

ОБ АВТО И ЛЮДЯХ

На сегодняшний день, по мнению Пеньялосы, Киев – не лучший город на планете. Потому как для пешеходов, которые составляют большую часть населения столицы, у нас не делается практически нечего. Пока количество авто растет, а дороги и развязки буквально крадут у нас город, люди теснятся по обочинам, дышат загазованным воздухом и мучаются:

"Многие считают, что новые дороги и развязки решат проблемы пробок. Но почему-то никто не думает, что уже через несколько лет, когда автотраффик увеличится, пробки все равно будут возникать и на новых дорогах?" – вопрошает Пеньялоса.

Загруженность улиц машинами тащит за собой другую проблему – парковки. Наши бравые водители не стесняются парковаться прямо на тротуарах, вытесняя пешеходов то ли ютиться к домам, то ли ходить по обочинам.

Так вот, если за парковку на тротуарах серьезно штрафовать, а количество стоянок уменьшить до минимума, то это автоматически сократит количество личных авто в городе. Во всяком случае, так утверждает экс-мэр Боготы.

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото

Одна из проблем Киева - припаркованные прямо на тротуарах авто Фото: КГГА

 

О ПЕРЕХОДАХ

А вы знали, что во многих городах "зебры" – это широкие "лежачие полицейские"? То есть, от края до края через проезжую часть ведет широкая дорожка на уровне бордюров.

"Это нужно для того, чтобы всем было понятно – не пешеходы пересекают путь автомобилей, а машины ездят по территории пешеходов", - поясняет Пеньялоса.

О ДОРОГАХ И РЕКАХ

По словам легендарного экс-мэра, в последние года крупнейшие города мира тратят миллиарды долларов не на то, чтобы построить новые дороги и развязки, а на то, чтобы их демонтировать. Особо важным, по мнению специалиста, является оборудование свободных пешеходных зон вдоль рек и других водоемов.

Вспомним нашу набережную около Почтовой площади. Всего в нескольких метрах от воды проходит широкая многополосная дорога. Это яркий пример того, как не должно быть. Согласитесь, сложно наслаждаться речным пейзажем, когда плеск воды заглушает рев моторов.

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото 1

Места вокруг водоемов должны быть отданы пешеходам, и только так! Фото: КГГА

 

О ГОРОДЕ, СВОБОДНОМ ОТ АВТО

Еще одна идея Пеньялосы – освобождение центра городов от личных автомобилей. В своем время в Боготе экс-мэр провел референдум, на котором горожане приняли решение учредить день, свободный от автомобилей.

К примеру, каждый вторник все владельцы авто забывают о своих железных танках и пересаживаются на железных коней – велосипеды, либо же просто ходят пешком.

Исключение составляет только общественный транспорт, который имеет полное право перевозить горожан.

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото 2

В своем городе Энрике ввел день без автомобилей. У нас же походить по проезжей части без риска для жизни можно только по выходным, и только по кусочку Крещатика Фото: КГГА

 

О ВЕЛОСИПЕДАХ

Идеальный город, по мнению специалиста, это место, по которому гуляют толпы пешеходов, ездят велосипеды и автобусы с метро.

Пеньялоса уверен, если создать все необходимые условия для человеческого передвижения велосипедистов, то народ с радостью и массово пересядет на "железных коней". Для этого городским властям необходимо прокладывать километры велосипедных дорожек и строить сотни велопарковок.

По этому поводу напомним, что недавно глава КГГА Александр Попов заявил, что собирается пересесть с авто на двухколесного и ежедневно гонять с Левого берега на Крещатик, по примеру мэра Лондона Бориса Джонсона.

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото 3

Велосипедные дорожки и парковки для "железных коней" - лучший мотиватор прощания с автомобилями Фото: КГГА

 

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

К общественному транспорту у Энрике Пеньялосы особое отношение. Автобусы, по мнению эксперты, должны быть также привилегированны, как и пешеходы:

"Исходя из принципа, что все люди равны, я утверждаю, что автобус в котором едут 80 пассажиров, имеет в 80 раз больше прав, чем личное авто. Город должен быть для людей, а не для автомобилей", - заявил экс-мэр.

В Киеве же общественный наземный транспорт мобильностью не отличается – все мы не раз стояли в маршрутке в часовых пробках. Однако, это проблема, уверен Пеньялоса, легко решается с помощью отдельной полосы на трассах для автобусов. Такие есть во многих прогрессивных городах и благодаря им автобусы мчатся по маршрутам, словно пташки.

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото 4

Вот так сейчас выглядит Богота Фото: КГГА

 

О ПАРКАХ И БИБЛИОТЕКАХ

Но на транспортном ограничении развитие городов, по мнению Энрике Пеньялосы, не заканчивается. Очень важно сделать их уютными и приятными для отдыха на свежем воздухе. Например, увеличить количество парковых зон. Так в свое время экс-чиновник сделал в родной Боготе, так же он предлагает и учредить в Киеве:

"В каждом городе должно быть место для поцелуев и романтики. Конечно, целоваться можно где угодно, но приятнее делать это в красивом месте", - пошутил Пеньялоса.

В парках, конечно же, не должно быть местам автомобилям – километры без автомобилей и только зелень и деревья кругом. Разве не красота?

Легендарный экс-мэр Боготы дал мастер-класс Киеву: избавляться от машин,  пересесть на велосипеды и увеличить парковые зоны фото 5

Чем больше в городе парков и зеленых зон - тем больше у влюбленных мест для поцелуев Фото: КГГА

 

Отдельным пунктом Энрике рассказал о важности общественных библиотек и читален в жизни больших городов. Нужно воспитывать жителей мегаполисов. А что может сделать это лучше, чем хорошая книга и бесплатный доступ в интернет в библиотеке? В свое время он учредил не одну "избу-читальню" в Боготе, и о чудо – с каждым годом количество посетителей библиотек все растет!

Настолько же важны для развития подрастающих горожан и спортивные площадки. Ведь ребятня должна где-то сходить с ума и выплескивать свою энергию. Так пускай это будет футбольное поле, а не темная подворотня.

"Мы можем мечтать, а можем воплощать наши мечты в жизнь", - подытожил свою речь Пеньялоса.

В общем, во время лекции эксперта полный зал Дома архитектора несколько раз взрывался аплодисментами. Перспектива жизни в светлом городе с минимальным количеством авто и максимальным простором для горожан прельстила всех. Но, к сожалению, такое счастье нам явно начнет светить нескоро. Ведь даже на лекции Энрике Пеньялосы организаторы не удосужились снабдить всех посетителей наушниками-переводчиками. И как бы красноречив не был колумбиец, люди без переводчиков, не знающие английский на достаточном уровне, просто клевали носами прямо в своих креслах...

ЧТО СДЕЛАНО

За время своего пребывание на посту мэра Боготы с населением в 10,7 миллиона человек, команда Энрике Пеньялосы успела сделать следующее:

  • Высадить 100 тысяч деревьев
  • Учредить еженедельный день, свободный от автомобилей, когда каждый гражданин оставляет свою машину дома.
  • Уменьшить трафик автомобилей почти на 40%
  • Учредить систему, когда автомобилисты обязаны оставлять дома свое авто в течение часов пик два раза в неделю.
  • Увеличить плату за парковку и повысить городские налоги на бензин
  • Передать 50% собранных средств на создание новой автобусной системы городского транспорта
  • Создать самую длинную пешеходную улицу – 17 километров
  • Создать 45 километров зеленых зон на территории, которая была отведена под восьмиполосное автомобильное шоссе.
  • Обустроить 300 километров отделенных велосипедных дорожек
  • Выкупить неразвитые территории на окраинах города для предотвращения спекуляции с недвижимостью. Эти территории впоследствии были развиты в качестве доступного жилья с полной инженерной инфраструктурой и местами для парков и школ
  • Создать и улучшить 1200 парков и множество детских площадок
  • На дорогах выделить полосы только для общественного транспорта
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях