Любопытные факты: как 100 лет назад  отмечали Рождество в Киеве

Любопытные факты: как 100 лет назад отмечали Рождество в Киеве

В советское время киевляне тоже отмечали рождество, правда не долго. Фото с сайта bellezza-storia.livejournal.com

В дореволюционные времена праздник Рождества Христова был одним из самых любимых и чтимых. Православному населению Российской империи давали возможность его достойно отметить. Поэтому в так называемых "Киевских календарях", издававшихся в конце XIX и начале ХХ века ежегодно, в список "неприсутственных" (то есть выходных) дней для всех официальных учреждений и предприятий города значилось не только само Рождество, но и последующие двое суток.

Еще один выходной полагался на Новый год. Рождество, как известно, предшествовало новогоднему празднику; именно в его честь устанавливали вечнозеленые елки, которые украшала звезда о пяти, шести или даже восьми концах, - память о Вифлеемской звезде, взошедшей над местом Рождества. Считалось, что Рождество - праздник религиозный и семейный, а Новый год предназначен для балов и визитов. Вообще же праздничное настроение не покидало горожан в течение всех святок – от Рождества до Крещения. Даже постные среды и пятницы в эти праздничные дни объявлялись "всеядными".

Рождественская открытка, XIX век. Фото с сайта kp.ua

Рождество по-советски

Несмотря на то что еще в 1919 году рабоче-крестьянское правительство Украины приняло декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", сразу отменить укоренившиеся в народе обычаи и праздники было не так-то просто. Поэтому еще не один год главные церковные даты считались "красными днями" наравне с государственными торжествами. К примеру, изданный в Киеве календарь на 1928 год в перечне нерабочих дней содержал не только 1 мая, 7-8 ноября или, скажем, день Парижской коммуны 18 марта, но и Пасху, Вознесение, Троицу, Преображение, Успение и Рождество. К Рождеству давали два выходных.

Елка на площади Богдана Хмельницкого (Софиевской), 1954 год. Фото с сайта kp.ua

Со временем народ смекнул, как выйти из положения, чтобы и праздник не пропустить, и в прогульщики ненароком не угодить. Когда подходили календарные праздники 25–26 декабря, рабочие и служащие заявляли, что не желают отдыхать в эти дни и просят перенести выходные на другие числа. Советская пропаганда по такому случаю трубила об успехах на антирелигиозном фронте: вот, мол, как быстро наши трудящиеся избавились от пережитков прошлого. Между тем, получив два отгула, наши земляки тут же использовали их 7-8 января и отмечали Рождество согласно традициям.

Из песни слов... выкинешь

С окончанием нэпа и усилением атеистического нажима церковные праздники были вычеркнуты из советского календаря. Однако начало недоброй памяти 1937 года сопровождалось сюрпризом. На праздники в киевских школах были устроены елки. В газетах писали, что это сделано по предложению выдающегося сталинского соратника Павла Постышева. Малыши исполняли песню, которая кончалась словами: "И эту чудо-елочку нам Постышев принес". Но Павел Петрович недолго играл для киевских детей роль Деда Мороза. Писатель Анатолий Кузнецов вспоминал: "Как-то на уроке нам велели раскрыть учебники на странице с портретом Постышева и эту страницу вырвать: Постышев оказался врагом народа. И его расстреляли, хоть он и елочку принес".

Елки все-таки остались в быту сугубо как примета Нового года. Их устанавливали не только в домах, но и в учебных заведениях, Домах культуры, магазинных витринах, на главных площадях. Звезды, которые их венчали, ассоциировались уже не с Вифлеемом, а с башнями московского Кремля. Слова "Рождество" в новогодние дни старались всячески избегать. К примеру, когда в 1961 году знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу экранизировал хрестоматийное произведение Николая Гоголя "Ночь перед Рождеством", киноленту назвали нейтрально: "Вечера на хуторе близ Диканьки". Даже народные тексты подвергались цензуре. Популярнейшая колядка "Ой радуйся, земле" оставалась в репертуаре украинских народных ансамблей, но от текста ее осталась едва половина, а в припеве вместо "Син Божий народився" долгое время звучало: "Рік Новий народився".

Желающие все же втихомолку отмечали любимую дату, тем более что в школах еще продолжались каникулы, а на предприятиях и в учреждениях первые дни после Нового года все равно уходили на раскачку. Но только со времен Горбачева массовое празднование Рождества было вполне легализовано, а в независимой Украине этому дню вернули статус выходного.

ИНТЕРЕСНОЕ ЗА ДЕНЬ: Зря надеялись: 14 000 пользователей Facebook поделились фейковой новостью о розыгрыше квартиры в Киеве

По материалам "Комсомольской правды в Украине"