Как оплатить коммуналку через интернет: способы, риски и отзывы киевлян

Как оплатить коммуналку через интернет: способы, риски и отзывы киевлян

Фото: liveinternet.ru
Автор: ЛЕНА КОВТУН

Рассчитываться за коммунальные услуги через традиционные сбербанки  - почти бесплатно, но всегда влечет за собой потерю времени. Через коммерческие банки – никаких очередей, но всегда предполагает комиссию от 5 до 20 грн. Золотая середина – оплата через интернет. Vgorode не будет убеждать вас в том, что это - недорогая и безопасная альтернатива. Мы расскажем о плюсах, минусах и рисках оптимальных для таких платежей схем: через интернет – банкинг, платежные терминалы и онлайн сервисы. А также поделимся хитростями, как сделать их использование максимально эффективным.

Осваиваем интернет - банкинг

Как это работает: Эта операция представляет собой онлайн перевод средств с одного счета на счет поставщика коммунальных услуг или ЖЭКа.  Для этого нужно обязательно знать банковские реквизиты получателя. Последнему даже не обязательно иметь счет в вашем банке. Впрочем, в этом случае комиссия за посредничество может быть несколько выше.

Сколько стоит:  У большинства банков существует плата за использование такой услуги. Как правило, она фиксированная – от 1 до 5 грн. за платеж или 0,5—2% от его суммы.

Как сэкономить? Выбирайте банки, где прием большинства коммунальных платежей или совсем бесплатный, или со скидками. Бесплатно коммунальные услуги можно оплатить в тех банках, которые заключают специальные договора с коммунальными предприятиями. И поэтому не требуют с населения никаких комиссий. А скидки дают, в основном, своим клиентам — тем, у кого есть обычная платежная карта или пенсионная.

Кто предоставляет: Сегодня большинство крупных украинских банков предоставляют услугу интернет – банкинга с возможностью оплаты коммунальных счетов. Однако, в некоторых из них система далеко не совершенна и проку от нее  не много. Наиболее функциональные системы у таких банков как Platinum, "Приват", "Раййфайзен", VAB Банк, Альфа-Банк Украина, ВТБ, "Укрексимбанк", ПУМБ, OTP и пр. Даже "Ощадбанк" открыл сайт для автоматической обработки платежей.  Впрочем, с его помощью заплатить по счетам пока не удастся. Но можно узнать, какова у вас задолженность, и распечатать квитанцию. Оплатить ее предлагается через сервис "Единый кошелёк".

Что нужно:

  1. В любом случае придется потратить некоторые время на поход в финучреждение. В нем вам  необходимо открыть карточный счет. С него будут списываться деньги за "коммуналку". Некоторые банки позволяют пользоваться своими системами и без этого, но в большинстве случаев такое использование очень ограниченное. Поэтому поход в банк, скорее всего, неизбежен.
  2. Даже если счет в банке уже есть, в реальное отделение все-равно придется идти. Оказывается, желающим обслуживаться самостоятельно, при помощи интернет – банкинга, нужно написать заявление на подключение. А также подписать договор, получить логин и пароль.
  3. Иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с доступом в интернет. При помощи логина и пароля, полученных при оформлении, вы будете входить в систему и производить списание денег.
  4. Уточнить в ЖЭКе реквизиты получателя средств.

Фото с сайта joraypublications.com.

"Карты, деньги, две квитанции" или как использовать платежные сервисы

Как это работает: Оплачивать услуги коммунальщиков можно не только с банковского счета, но и с помощью посредников - электронных платежных систем. Банковские реквизиты получателя не нужны. Для этого при помощи платежной карты нужно перевести деньги на нужный счет с помощью нескольких несложных подтверждений. 

Сколько стоит:  Комиссия зависит от типа сервиса и того, заключены ли у него договора с коммунальщиками. Если нет – комиссия будет выше. Но в принципе вполне приемлемой – 3-5 грн. Учтите, что поскольку данная система - посредники между банком и плательщиком, комиссия может быть двойной.  И банку, и платежной системе.

Как сэкономить? Если платежная система является собственностью коммерческого банка, то его клиенты будут обслуживаться без комиссии. Так происходит в "Приват 24".Некоторые платежные системы невзымают комиссию вообще. Если заключают договора на обслуживание с коммунальными организациями.

Кто предоставляет: "Приват24", Рortmone, "Особовий рахунок користувача житлово-комунальних послуг в м. Києві", EasyPay, GlobalMoney, Plategka.com. Некоторые из сервисов имеют весьма ограниченный перечень ЖКУ – партнеров, при помощи других можно оплатить весь имеющийся спектр "коммуналки".

Что нужно:

  1. В отличие от интернет - банкинга вам никуда не нужно идти. Достаточно иметь компьютер, ноутбук, планшет или смартфон с доступом в интернет.
  2. Платежная карточка Visa или MasterСard любого банка.
  3. Зарегистрироваться на сайте платежной системы и, если нужно, оплатить комиссию. Комиссия Рortmone – 9,90 грн в месяц. Эту абонплату не берут, если вы будете платить только за мобильный телефон.
  4. Чтобы стать клиентом "Приват24", не обязательно обладать карточкой "ПриватБанка". Можно зайти на сайт "Приват24" и открыть специальный счет в этой системе, воспользовавшись карточкой другого банка.
  5. Следуя инструкциям и подсказкам произвести оплату – ввести данные платежной карты. Знать реквизиты получателя и номер его счета не нужно. По окончанию процесса обязательно распечатать квитанцию и сохранить ее. А лучше на всякий случай и две.

Терминалы спешат на помощь

 

 

Как это работает: Если вы не умеете пользоваться интернетом, вам в помощь будут  киоски самообслуживания, в большом количестве стоящие в ТРЦ и на остановках общественного транспорта. Введя номер лицевого счета при оплате коммунальных услуг, вы можете внести наличные на месте. Платежная карта не нужна. Некоторые терминалы запрашивают ввод коммунальных показаний (информация по счетчикам). Если у вас их нет, но терминал не пропускает платёж без этих данных, то просто вводите нулевые показания.

 

Сколько стоит:  За возможность пользоваться терминалом ее владелец потребует с вас комиссию. Как правило, это 1%- 2% от суммы счета. Обычно составляет 3-7 грн. Часто владелец терминала ограничивает минимальную и максимальную сумму, которую можно ввести. Комиссию с вас могут не брать вовсе, если у владельцев сети заключен договор с коммунальной компанией.

Как сэкономить? Выбрать те сети, которые комиссию за услугу по оплате счетов плательщикам не начисляют.

Кто предоставляет: QIWI, City Pay, IBox и др.

Что нужно:

  1. Найти ближайший терминал.
  2. Выбрать на мониторе услугу, которую вы хотите оплатить, указать необходимые реквизиты (номер телефона, номер лицевого счёта и др.).
  3. Следуя инструкциям, выведенным на экране, ввести необходимую сумму в купюроприёмник и нажать кнопку "Оплатить".
  4. Сумма, введённая в терминал, поступает на счёт пользователя, и терминал распечатывает и выдает пользователю чек, который нужно обязательно сохранить.            

Фото с сайта cheeks-co.com.

Удобство без риска

Оплата коммунальных счетов через интернет имеет существенные риски. Во-первых, вы можете стать жертвой хакеров. Их цель – заполучить  номер карты, логин и пароль  счета, чтобы в конечном итоге попросту "увести" с них деньги. Второй серьезный риск – пропажа платежей. Чтобы не стать жертвой "киберпреступников" придерживайтесь простых правил:

  • Никогда не сообщайте свои логин и пароль платежных систем и интернет-банкинга. Даже если вам приходят письма с просьбой подтвердить свои данные от якобы вашего банка. Банки никогда такого не просят.
  • Не храните все ваши деньги на одной карте. Не оплачивать в интернете основной картой, на которую, например, вам приходит зарплата. Заведите отдельную карту для оплаты в интернете.
  • Запрашивайте, распечататывайте и храните квитанции. Однако помните, что без печати они считаются попросту недействительными. Исключение составляет система Plategka.com -  у компании есть договорённость с поставщиками  ЖК - услуг, что распечатанная квитанция с сайта - есть документальное подтверждение оплат.
  • Заведите привычку раз в квартал ходить в свой банк и ставить мокрые печати на квитанциях. Можно также попросить в банке выписку по счету.
  • Пользуйтесь услугами тех систем и банков, которым вы доверяете или доверяют ваши друзья и знакомые.

Фото с сайта thestar.com.

Отзывы киевлян

Vgorode провел небольшой опрос среди пользователей сети Facebookи выяснил, как они относятся к оплате коммунальных услуг через интернет и то, как они это делают.

Оксана Смирнова:

"Около двух лет оплачиваем коммунальные услуги через "Приват24". Абсолютно довольны. Ни разу не потерялись платежи, всегда все вовремя. Оплата через интернет гораздо удобнее, чем в самом банке. Для начала, ты сам выбираешь время, когда тебе заняться своими счетами. В банке — ограниченное время, к тому же, часто, обеденный/технический перерыв, очередь, и проч. А дома? Ни тебе скандалов, потери времени из-за практикантов — спокойно, без нервов. В наше время спокойствие дорогого стоит, поэтому, мизерная комиссия, которую взимают некоторые банки, совершенно оправдана. Оплачиваем все через их сервис, начиная со счетов за телефон, заканчивая полным спектром коммунальных услуг".

Алексей Баклинский:

"Оплачиваю через Интернет, система "Приват24". Преимущества: не надо идти в банк, стоять в очереди, архив всех квитанций всегда доступен, необязательно хранить дома бумажные квитанции и бояться их потерять - по некоторым платежам (например, Укртелеком, интернет) можно узнать точную сумму задолженности в данный момент. Комиссия немного смущает (от полного нуля до 3 грн. за платеж), но время на поход в банк все равно дороже. Риска боюсь одного: наличные деньги всегда надежнее счета или платежной карты, никогда не храните все средства в одном банке. Оплачиваю все, что можно оплатить. В  случае неправильного заполнения платеж вернется через 2-3 дня за вычетом комиссии. Случалось, что оплатил по квитанции кабельное ТВ и забывал указать свой личный счет. Получатель - провайдер ТВ не смог автоматически определить от кого платеж и записал мне в следующую квитанцию задолженность. Позвонил провайдеру, прислал по факсу распечатку квитанции из "Приват24", проблема решилась. Бывают мелкие неполадки системы, например, не отправляется платеж. Решаю через службу поддержки".

Изольда Титькина:

"Из-за какого-то недоразумения меня забанил сервис  Рortmone. Скорее всего из-за того, что я какой-то месяц или два не пользовалась сервисом, а они насчитали абонплату. Потом  и вовсе забанили. Тех.поддержка отвечает нечто несуразное. Я даже перерегистрироваться не могу на Рortmone - там мой код квартиры забанен. Поэтому последние пару лет плачу все через "Приват24". Платежные квитанции распечатываю сама. Казусов не было. Деньги приходят сразу же. Комиссия только при оплате электроэнергии (фиксированная - 1 грн). Довольна  в общем.

Оплачиваю квартплату с водой, свет, Укртелеком. Интернет отдельно. Но если бы появился сервис, где можно было все сразу с интернетом, перешла бы к ним, если там будет удобно и без комиссии".

Евгений Сухих:

"Услуги "Укртелекома" оплачиваем из системы "Приват24". Комиссия не начисляется.  Коммунальные счета - непосредственно через ГИОЦ: personal-account.kiev.ua. Электричество - через Рortmone. На этом ресурсе предусмотрена абонплата, вроде 8 грн в месяц при активных платежах. Оплачиваю раз в квартал (делаю +500/+1000 квтч). Казусов не было - все хорошо. Рortmone даже платежку с печатью присылает в почтовый ящик".

Денис Пилипенко:

"Не очень я доверяю оплате коммунальных услуг через интернет. Считаю, что ничего толкового, никакой экономии. Можно только деньги потерять. Основной недостаток в оплате коммунальных услуг на мой взгляд – банковские проволочки.  С картой в основном.  Там не списывается, там списывается, но долго идёт. У них с этим нестыковки бывают, как и в целом с онлайн платежами. Иногда просто банк не совсем адекватный. С терминалом проще – ты вносишь в него определенную сумму денег. И если сам не наделаешь ошибок, то все будет хорошо. Останется только хранить квитанцию и все дела".