Противопожарный  апгрейд  для киевского метро: что поможет подземке избежать вторых  Осокорков ?

Противопожарный "апгрейд" для киевского метро: что поможет подземке избежать вторых "Осокорков"?

Загоревшаяся люстра на "Осокорках" была из токсичного и легковоспламеняющегося пластика. Фото с сайта tsn.ua

 

В любом случае безопасности слишком много не бывает, поэтому мы решили еще раз поразмыслить над тем, что помогло бы столичной подземке избежать ЧП, подобных вчерашнему. На вооружение мы, как всегда, взяли опыт метрополитенов других стран.

Что помогло бы повысить пожарную безопасность в киевской подземке?

1. Использование негорючих материалов. Многие считают, что вчерашний случай это знак того, что нужно увеличить долю стойких к воспламенению материалов в вагонах метро и интерьере станций. Ведь загоревшийся плафон был сделан из легковоспламеняющегося еще и токсичного пластика. Конечно, перестроить все станции метро, используя негорючие материалы - почти нереально. Но это можно делать на новых станциях. Кроме того, в новых вагонах метро, разработанных для киевской подземки Крюковским вагоностроительным заводом, полы сделаны из трудногорючих материалов (смотреть фото вагонов здесь). Остается только дождаться, когда эти вагоны появятся.

2. Автоматическая вентиляция. На данный момент в вагонах киевского метро действует система естественной вентиляции – пока поезд едет, его обдувает "ветром", но когда вагон останавливается и загорается, он легко может наполнится дымом. Если бы в вагонах были вытяжки, опасность задохнуться резко бы уменьшилась. Кстати, тут надежда тоже есть. В составах, спроектированных Крюковским заводом, также предусмотрена принудительная вентиляция – когда воздух искусственно вытягивается и нагнетается в вагон.

3. Регуляция пассажиропотока. Чем меньше толпа – тем меньше опасность в случае ЧП. Ведь чем меньше людей, тем проще им покинуть задымленный вагон или станцию. Конечно, эта проблема стоит давно и решить ее не так просто. Ведь пассажиров с каждым днем все больше, а существующие станции не расширить и вагоны не добавить. Надежда только на расширение сети метро. Но это дело далекого будущего. Кстати, в подземках европейских городов с разветвленной сетью станций никогда не бывает такой дикой давки, как у нас.

4. Модернизация систем обеспечения и технических средств. То, что загорелась лампочка на "Осокорках" – не удивительно, если учесть, что проводка на станциях может не меняться десятилетиями. Модернизировать у нас нужно практически все. Как и следить за техническим и противопожарным состоянием. К примеру, в московским метро для обеспечения технической безопасности существуют специализированные подразделения метро, численностью около 1000 человек. Они занимаются ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, устранением неисправностей и содержанием технических средств метро. Кстати, в той же Москве на некоторых станциях используют низковольтное светодиодное освещение - это безопасно и удобно. Но дорого: не стоит забывать, что проезд там стоит в четыре раза дороже.

Вагоны копенгагенской подземки: автоматическая вентиляция и негорючие материалы. Мы в таких будем ездить не скоро Фото: http://ru.wikipedia.org

 

А КАК У НИХ – ОПЫТ КОПЕНГАГЕНСКОГО МЕТРО

Подземка столицы Дании считается одной из самых безопасных в мире, в том числе по пожарной безопасности.

  • В целях повышения пожарной безопасности поезда Копенгагенского метрополитена сконструированы в основном из негорючих материалов. Для деталей, которые невозможно создать из таких материалов, были использованы те трудногорючие материалы, которые при воспламенении не выделяют токсичные пары.
  • На подземных станциях, помимо стандартных противопожарных мер безопасности, в конструкции стеклянных пирамид используется электрический шпиндель. В результате основание пирамиды приподнято на 60 сантиметров, а в случае пожара шпиндель обеспечит необходимое удаление дыма во время эвакуации.
  • Одной из отличительных черт Копенгагенского метрополитена является то, что в поездах метро нет машиниста, а управление происходит благодаря полностью автоматизированной системе. Помимо ATC существует система контроля, регуляции и надзора, в ведении которой находятся питание, вентиляция, охранные сигнализации, система видеонаблюдения. Все важные системы в поездах Копенгагенского метро избыточны и имеют двойное обеспечение (в случае выхода одной системы, управление переключается на дублирующую). Так поезд может продолжать движение даже если половина его двигателей вышла из строя.

 

Напомним, что вчера, в среду, 13 марта, загорелась станция "Осокорки" "зеленой" ветки метро. Из-за этого были закрыты сразу несколько станций - поезда ходили до "Выдубичей" и от "Харьковской" до "Красного хутора". В результате возгорания станция и вагоны наполнились дымом, который закоптил стены и вызвал у людей панику. К счастью, пострадавших нет. Сегодня утром станция уже работала.

Читайте также: Как обезопасить себя в киевском метро? Пассажиров спасут находчивость, милиционеры и переговорные устройства