Шулявка может взлететь в воздух в один миг

Шулявка может взлететь в воздух в один миг

Специалисты утверждают, что для взрыва квартала будет достаточно окурка. Фото с сайта kiyany.obozrevatel.com

Многострадальный мостовой переход на Шулявке снова может оказаться в центре скандала. Не успели поутихнуть страсти по поводу сноса самого большого секонда столицы, который пригрелся прямо под автомобильным мостом, как появилась новая проблема. После того как мост признали аварийным, власти Киева очистили площадку от торговцев. Но, видимо, не для того, чтобы обезопасить киевлян от возможных неприятностей (очередного пожара, по мнению комиссии, мост не выдержит). А чтобы спустя пару месяцев на месте рынка установить... "бомбу" - газовую заправку на две цистерны. Журналисты вместе со специалистами попыталась разобраться, насколько опасно может оказаться такое соседство для одной из главных транспортных артерий города. Кто дал разрешение на строительство заправки и чего нужно опасаться киевлянам?

РЫНОК ОПАСНЫЙ - ЗАПРАВКА ПОЛЕЗНАЯ?

Киев. 9 утра. Станция метро "Шулявская". По традиции на прилегающих улицах в час пик - огромные пробки. Улица Вадима Гетьмана тянется в обе стороны. Есть проблемы и на проспекте Победы. А значит, под аварийным мостом тоже затор. Возле подземных переходов и входа в метро толпятся сотни людей. Все спешат на работу, и мало кто замечает, что среди городского муравейника заложена... "бомба"! Дело в том, что газовая заправка работает почти под самым Шулявским мостом, рядом - метро и жилые высотки, которые, кстати, недавно уже вспыхивали как свечи (из-за некачественного утеплителя им достаточно искры).

С виду заправочная станция сделана по всем правилам техники безопасности. Территория огорожена сеткой, есть освещение, пожарный щит, подсобка для оператора с решеткой на окнах. Газовые резервуары стоят не на земле, а на специальной платформе. Но поможет ли все это в экстренном случае? Ведь тут вокруг всегда - тысячи людей!

- Опасно, не опасно - не мое дело. Зарплату платят - и хорошо, а где заправку строить - пусть хозяин и руководство города решают, - отнекивается мужчина, заправляющий машины. - Если установили здесь - значит, дали разрешение. Заправка уж точно лучше и полезнее, чем тот бардак от секонда, который был тут раньше.

Насчет бардака трудно не согласиться. Но что думают о таком соседстве киевляне?

- Что мы можем сделать? Уже 100 раз звонили в мэрию, но нам сказали, мол, этот вопрос в ведомстве газовой службы и МЧС, - говорит Тамара, которая живет в ближайшей к заправке высотке. - А нам мало того что газом днем и ночью воняет, так еще и страшно: вдруг рванет?

В ЗОНЕ ПОРАЖЕНИЯ - ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ

По запросу в газовом хозяйстве Киева нам предоставили строительные нормы. В документе черным по белому написано, что площадку для газовой заправки нужно выбирать с учетом расстояния к ближайшим домам, дорогам и объектам общественного пользования. Дальше - самое интересное. Расстояние к таким объектам должно быть не меньше 70 метров. А если вблизи есть скопление людей и многолюдные объекты, в которых могут находиться более 800 человек, расстояние нужно увеличить в два раза.

Теперь давайте разберемся. Ближайшая жилая высотка, в которой живут более тысячи человек, находится в 70 метрах от заправочной станции. Рядом - крупный супермаркет и банк. К пешеходному переходу, который ведет к метро, шагов 50. В 20 метрах от потенциальной "бомбы" находится многострадальный мост, который уже не раз признавали аварийным. И если прикинуть, сколько людей одновременно здесь находится в часы пик, то цифра точно перевалит за пару тысяч.

Как же дали разрешение на заправку в таком месте? Тут только два варианта ответа: либо коррупция, либо банальное пренебрежение нормами безопасности...

"ЭТО НАХОДКА ДЛЯ ТЕРРОРИСТОВ"

Насколько опасной может быть газовая заправочная станция при возгорании? Хватит ли силы взрыва, чтобы окончательно разрушить и без того аварийный мост? С этими вопросами мы обратились к доктору технических наук, профессору Владимиру Захматову. По словам известного ученого, в случае взрыва количество жертв может исчисляться тысячами.

- Это далеко не игрушки. Если прикинуть, что там находится даже не одна, а две цистерны, примерный радиус поражения будет равняться ста метрам, - говорит ученый. - А вот разлет осколков от цистерны - 300 метров. Причем у таких резервуаров толстые стенки, а значит, осколки могут весить сотни килограммов. Но и это еще не все. При взрыве газа создается сжижение струй, которые от эпицентра разлетаются на большое расстояние. Сталкиваясь с препятствиями, они создают вторичные взрывы. Это очень серьезная бомба. Даже не столько по разрушению, сколько по гибели людей. При таком взрыве ни одна защита не работает, укрыться где-то невозможно. Приведу пример. В испанском городе Сан-Карлос взорвалась приблизительно такая же цистерна с газом. Там погибло 215 человек. При этом сто жителей городка скончались на месте, остальные в больнице. Территория поражения составила пять гектаров!

По словам эксперта, силы взрывной волны заправки на Шулявке будет вполне достаточно, чтобы обрушить автомобильный мост.

- В лучшем случае опоры получат трещины, в худшем - обрушатся, - считает Владимир Захматов. - Если взять во внимание, в каком состоянии находится Шулявский мост и какое количество машин находится на нем и под ним в час пик, да еще и учесть, что вблизи метро, супермаркет и жилые высотки, число жертв может исчисляться тысячами.

Если бы подобный объект построили, скажем, в Сирии или Ираке, его бы уже давно взорвали террористы. Это для них "лакомый кусочек".

КОМПЕТЕНТНО

Для взрыва хватит окурка

Насколько сложно подорвать подробный объект, может ли он детонировать по неосторожности? Бывший инспектор Государственной инспекции техногенной безопасности Николай Столяр уверен: шансы возможного ЧП довольно высоки.

- Мы все знаем, как детонирует газ - достаточно искры, - говорит Николай. - Заправка находится возле моста, по которому постоянно идет поток авто. В любой момент из машины кто-то может выбросить зажигалку, окурок, спичку, которую может подхватить ветер и принести на заправку. Да и кто даст гарантию, что завтра на Шулявке какой-то камикадзе не протаранит ограждение и не слетит вниз? Куда он свалится? Правильно, на заправку. Последствия такого сценария могут быть

самые трагические. Владельцам заправки как минимум нужно было бы ее накрыть негорючим материалом, как это прописано в нормах. Но никакого навеса там нет.

ОФИЦИАЛЬНО

За объяснениями журналисты обратились в Главное управление гостехногенбезопасности в городе Киеве. После рассмотрения нашего запроса в службе нам объяснили, что ответить на вопрос, насколько безопасна заправка вблизи Шулявки, смогут только после ее проверки. Правда, тут есть нюанс - внеплановые проверки делать запрещено, а к плановой владельцы заправки приготовятся как следует.

- Мы уже отправили свой запрос в Государственную инспекцию техногенной безопасности Украины, чтобы получить разрешение на внеплановую проверку этого объекта, - сообщил журналистам в письменном ответе замначальника главка гостехногенбезопасности Олег Лемешко. - После того как проверка будет проведена, мы подготовим документы о противопожарном состоянии этого объекта.

МНЕНИЕ АРХИТЕКТОРА

"Такие объекты должны проходить комплекс согласований"

- Если есть хоть доля сомнений, что заправка в этом месте построена с нарушениями, нужно все тщательно перепроверить. Этим после публикации наверняка займется прокуратура, - говорит известный киевский архитектор Георгий Духовичный. - Такие объекты должны проходить комплекс согласований, должна быть проведена экспертиза. Как и кто это делал в данном случае - вопрос.

Что касается подобных объектов в черте города, отказаться от них нельзя, ведь нам нужно заправлять автомобили. Найти пустую площадку, которая бы соответствовала всем нормам, непросто. Ведь у нас плотная застройка. Да и нормы, которые сейчас есть, давно устарели. Но это не значит, что их не нужно выполнять.

Александр Шевченко, "Комсомольская правда в Украине"