Варианты борьбы с ЧС от экспертов: песок с кипятком от гололеда и ультразвук от сосулек

Варианты борьбы с ЧС от экспертов: песок с кипятком от гололеда и ультразвук от сосулек

В Финляндии сосульки режут ультразвуком. Эксперты предлагают делать то же самое в Киеве. Фото Олега Терещенко

1. Гололед

Ежедневно коммунальщики отчитываются, что на тротуары и дороги высыпают тонны соли и соляно-песчаных смесей. И если на дорогах асфальт местами пробивается из-под снежной каши, то тротуары и дворы превратились в каток. В итоге в травмпункты обращаются по 100-150 человек каждый день. При этом в Киевавтодоре жалуются на устаревшую технику, а бороться с гололедом собираются по-старому - с помощью соли и песка.

Альтернативное решение:

Эксперты советуют использовать в Киеве шведский метод борьбы с гололедом. Скандинавы вовсе отказались от использования соли - вместо нее там применяют песок с кипятком. Мелкий песок смешивают с водой (95°С) и специальными машинами разбрызгивают на улицах. Нагретый песок долго держит температуру и, расплавляя снег, делает поверхность шероховатой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как борются со снегом в Киеве и в мире

2. Опасность сверху: деревья, сосульки…

Достаточно сейчас поднять голову - и можно увидеть гирлянды сосулек на балконах и козырьках зданий. К слову, в больницы от травм из-за упавших сверху ледяных глыб уже попали десять человек.

Снегопады принесли новую беду - деревья и ветви под тяжестью снега падали ну очень часто. Дендрологи советуют не ставить машины и не ходить под деревьями, растущими под наклоном, особенно под тополями и кленами. Под тяжестью снега их корневища не выдерживают - и деревья валятся.

А теперь, по словам экспертов, Киев ждет другая проблема - крыши могут проваливаться!

- Когда снег замерзает, он становится тяжелее. Уже поступают первые жалобы на обрушение кровель, - говорит директор судебного экспертно-консультационного центра "Строитель" Николай Ярмоленко. - Например, нам уже звонили из Государственного казначейства - у них от снега просела крыша…

Эксперт говорит, что достаточно влажной погоды с дождиком, а затем мороза - и Киев ждет массовое обрушение кровель, в том числе и в жилых домах, особенно в старых хрущевках.

Подобное ЧП случилось в среду в школе села Рвы (Вышгородский район). Свыше 600 метров квадратных крыши обрушилось буквально за час до начала уроков, благо никто не пострадал.

Городские власти чистят крыши, но очень медленно. Пока в основном только в детсадах, школах и больницах. А вот за многоэтажки отвечают ЖЭКи, которые должны нанимать альпинистов. Правда, минимальная цена за чистку кровли - 1300 гривен. А денег, как обычно, на это нет.

Такая "клуба" сосулек образовалась на доме на Татарке, на улице Нагорной, 12 Фото: Олег Терещенко

Альтернативные решения:

Эксперты советуют два варианта.

1. Применять ультразвук, как это делают в Финляндии с помощью спецприборов (один стоит около 10 000 гривен, но с его помощью за день можно успеть обработать около сотни домов).

2. Устанавливать на кровли специальные нагревательные системы, как в Норвегии или в Швейцарии, когда по краю крыши циркулирует горячая вода, от чего наледь не образуется. Правда, это решение на перспективу - нужно не менее пяти лет, чтобы ее внедрить.

3. Пробки

За время снегопадов побиты все рекорды по заторам. Уже несколько дней утром и вечером уровень пробок максимальный - 10 баллов. Как результат - 236 ДТП за среду, при обычной цифре около сотни в день. Городская власть вернула эвакуаторы, запрещенные судом, чтобы перемещать машины, мешающие расчистке дорог. Запретили стоянку на проезжей части на 11 центральных улицах (список улиц - на сайте kp.ua). Пока не помогает.

Альтернативные решения:

1. Вернуть план "Буран".

- В советское время на случай снегопадов был план "Буран". 30 лет назад в первый же день снегопадов на улицы вышел бы целый гарнизон военных, а не на третий день, как сейчас, вместе со школьниками, студентами. Мобилизировалась бы снегоуборочная техника с предприятий, - рассказывает специалист по перевозкам Богдан Аганин. - А сейчас видно, что у города нет четкого плана действий в подобных ситуациях.

В северных городах США на случай снегопада есть добровольные бригады, которые власти мобилизуют по SMS. Получив сообщение, люди берут лопаты, грейдеры и расчищают заранее намеченный участок дороги или тротуара.

2. Мэр Риги Нил Ушаков предложил эксперимент. С 14 декабря автовладельцы могут ездить в городском транспорте бесплатно при предъявлении техпаспорта. Этим городская власть стимулирует водителей оставлять машины дома, чтобы не создавать пробки. В Киевпастрансе о таком эксперименте не слышали, но обещали подумать, стоит ли попробовать его в Киеве.

4. Дворников не хватает

В Киеве их недобор - не хватает примерно 30%. А сейчас, при зарплате в 1500-2500 грн., у них двойная н агрузка, поэтому многие не выдерживают и увольняются. Со среды в городе введена чрезвычайная ситуация и в помощь дворникам и дорожным службам присоединились солдаты и студенты. Но сейчас и этого мало.  

Альтернативные решения:

За предложениями, как ускорить очистку города, журналисты обратились к Юрию Бондарю, главе комиссии по вопросам ЖКХ Киевсовета, а также директорам некоторых ЖЭКов, попросивших не называть их.    

1. Закупка малогабаритной снегоуборочной техники для каждого ЖЭКа. Мини-трактора смогут проехать даже по двору, который заставлен автомобилями.

2. Принять концепцию строительства подземных и надземных паркингов, чтобы хотя бы частично освободить тротуары и дворы от авто. Сейчас этот вопрос обсуждается.

3. Заранее закупать горюче-смазочные материалы, запчасти для снегоуборочной техники, снегометы, лопаты и ломы для ЖЭКов.

4. Подготовить достаточное количество площадок за городом для вывоза снега. Сейчас его ссыпают на проезжую часть, что занимает одну полосу движения и приводит к пробкам.

5. Вести пропаганду в СМИ, приглашая жителей домов чистить дворы, межквартальные проезды, обеспечив их инструментами, объявить субботник по расчистке города.

5. Автомобили в ледяном плену

От погоды сегодня страдают многие автолюбители. Например, утром заводишь машину, а она буксует на образовавшейся под колесами корке льда. Специалисты советуют надевать на колеса цепи против скольжения. Стоят они в автомагазинах порядка 270 гривен.

- Цепи крепятся на ведущие колеса автомобиля, - рассказали нам в СТО "Альянс-Сервис". - А вот использовать, как некоторые, велосипедную цепь нельзя - она может разорвать колесо. Чтобы авто не буксовало на льду, под шины нужно подкладывать спецпластины - так называемые ежи, которые также продаются в спецмагах (цена набора - 600 грн.).

Еще одна распространенная проблема - примерзание дверей. Как журналистам рассказали в СТО, этим чаще всего грешат автомобили, возраст которых более 10 лет. Чтобы этого не случилось, замки и резиновое уплотнение дверей нужно обрабатывать силиконовым герметиком. Стоимость - 16 гривен за тюбик.

Александр Китраль, Дмитрий Дерий, "Комсомольская правда в Украине"