Виктор Медведчук:  Нашим корабелам нужны российские заказы

Виктор Медведчук: "Нашим корабелам нужны российские заказы"

Виктор Медведчук. Фото пресс-службы политика

Он обратил внимание на огромную социальную и государственную важность судостроения: ведь оно влияет на развитие множества смежных производств и технологий – приборостроение, цветную металлургию, двигателестроение, которые развиваются или приходят в упадок синхронно с судостроением. В итоге одно рабочее место в этой отрасли обеспечивает занятость в смежных отраслях до десяти работников. 

Как отметил политик, несмотря на то, что Украине досталось более трети всех мощностей союзного судостроения, сейчас эта отрасль потеряла свое стратегическое значение. А украинские предприятия, которые раньше строили знаковые в истории кораблестроения суда, сейчас радуются подрядам на производство корпусов или понтонов – то есть "черновой", в общем, работе. При этом предприятия загружены не более чем на 40%. "Отрасль требует комплексного и профессионального подхода, что для нынешней украинской экономической политики является большой редкостью", – подчеркнул Виктор Медведчук. 

Он напомнил, что с 1 января этого года стартовал эксперимент по созданию украинскому судостроению благоприятных условий работы, принят и закон о 10-летней государственной поддержке отрасли. Однако этот эксперимент вряд ли будет эффективным: "Государственные гарантии по кредитам, освобождение от пошлины на ввоз иностранных комплектующих и незначительные налоговые льготы могли бы подтолкнуть к развитию успешно работающие предприятия, но они не спасут тонущую отрасль. В первую очередь, судостроению нужны заказы (!) – а потом уже льготы", – отметил лидер "Украинского выбора".

Политик обратил внимание на то, что данная сфера ориентирована преимущественно на экспорт. Соответственно, отрасль напрямую зависит от внешней экономической политики государства. "Естественно, наиболее реальным заказчиком для наших предприятий продолжает оставаться Россия, что подтверждается и практикой. И если заказы, например, норвежских компаний касаются лишь сборки корпусов, то Россия является основным заказчиком полнокомплектного производства", – подчеркнул Виктор Медведчук.

По его мнению, российский рынок является тем более перспективным в свете принятой недавно в РФ стратегии по развитию военного и гражданского флотов. "Лишь прокладка Северного морского пути и освоение шельфа потребуют более тридцати платформ и более ста пятидесяти судов до 2030 года. И это без учета других проектов. При адекватной внешней политике государства украинские корабелы могли бы на многие годы обеспечить производственные мощности выполнением российских заказов в рамках этой программы", – резюмировал Виктор Медведчук.

30 января в Николаеве Общественное движение "Украинский выбор" организовывает круглый стол, в котором примут участие судостроители Украины и России, ведущие ученые-экономисты, представители структур Таможенного союза. Они обсудят проблемы и перспективы кораблестроительной промышленности, а также вопросы сотрудничества в этом вопросе с Таможенным союзом.