6 уроков для Киева на примере Лейпцига: как из постсоветского города сделать европейский

6 уроков для Киева на примере Лейпцига: как из постсоветского города сделать европейский

Фото с сайта theinsider.ua

Киев хочет стать европейским городом по уровню жизни, по качеству инфраструктуры и по степени комфортности проживания. Логично было бы учиться у тех, кто как и мы прошел путь от постсоциалистической жизни к капиталистической. Один из ярких примеров того, как можно прийти к европейским стандартам жизни является Лейпциг, который до падения Берлинской стены принадлежал к "соцлагерю". 

Как это было в Германии

Когда Германия объединилась - выяснилось, что города на востоке страны значительно отстают по уровню жизни от западных. Некоторые последствия этого ощущаются до сих пор, но в целом - процесс чудесного превращения городов из "коммунистическо рая" в образцы достижений западной цивилизации закончен.

Своим опытом того, как "прокачать" город до европейского уровня поделился Штефан Габи, проектировщик, который принимал активное участие в перевоплощении Лейпцига, а сейчас работает в Украине. Не так давно он выступил на одном форуме в нашей стране и рассказал, как им удалось вновь заселить промзоны, решить проблему парковок и сделать Лейпциг одним из культурных центров Германии. Ему слово.

Галлерея на территории фабрики "Шпиннерай". Фото: Flickr/ares64

Урок первый: у каждого дома должен быть владелец

"Первое, что мы сделали, - провели санацию зданий различных эпох (программа городского строительства, направленная на улучшение условий жизни в неблагоустроенных домах и районах, а также на реконструкцию и модернизацию устаревших жилых зданий, - авт.). Это был длительный процесс, который сейчас успешно завершается. У каждого дома должен быть один владелец, который должен заботиться о его состоянии.

Государство поддерживало на этом пути владельцев, но все происходило благодаря их ответственности.

Ситуация в Украине, насколько я знаю, значительно сложнее. Я видел здесь полную неразбериху в вопросе ответственности между владельцами домов, администрациями городов. Необходимо "отсортировать", кому что принадлежит, создавать общества совладельцев домов и т.п.".

Лейпциг сейчас имеет очень современную транспортную систему. Фото Flickr/Jim Nix

Урок второй: оживление бизнес-климата

"Содействие экономическому развитию - это основа развития города. Лейпциг с самого начала сделал ошибку, сохраняя в городе грязную промышленность, которой никто не хотел заниматься. Сейчас старая промышленная зона превратилась в центр креативной индустрии. Примером может служить размещение здесь офиса BMW.

Мы преследуем так называемую стратегию кластеров - в самом городе развиваем немного направлений экономики. Архитекторы пытаются предоставить каждому кластеру свое лицо. Следует заботиться не только о крупных предприятиях, но и о мелких, оказывать им поддержку ".

Урок третий: реурбанизация

"В начале 1990-х Лейпциг сделал много ошибок. Мы начали с субурбанизации - расширение территории города. В окрестностях строили маленькие дома и крупные магазины - Конгресс-центр, ярмарка - к которым можно было доехать только автомобилем. Это вызвало много проблем - в центре города образовались пустыри, было много заброшенных домов. Количество автомобилей выросло, ведь все больше людей были вынуждены ездить через весь город.

Лейпциг сумел решить проблему парковок. Фото Flickr/ingrid eulenfan

Впоследствии мы начали активно работать над реурбанизацией. В ее рамках мы постепенно пытались заселить бывшие промышленные районы. Так, новые районы возникли у железной дороги, на территориях бывших промышленных предприятий были построены современные жилые дома.

Мы разработали план, который предусматривал отказ от строительства торговых центров на окраинах города, их строилось не так много. Вместо этого мы решились реализовать крупные проекты прямо в центре города. При этом, конечно, решили проблему паркингов.

Для этого пришлось развивать общественный транспорт и повышать его привлекательность. Мы также внедряли запрет парковки в определенных местах и строили подземные паркинги. Согласно немецким нормам планирования, каждый, кто строит новое здание, обязан обеспечить определенное количество парковочных мест. Если застройщик этого не делает, он платит городу определенную сумму. На эти деньги администрация нанимает других подрядчиков, которые строят подземные паркинги.

Очень важно, чтобы в центре двигался общественный транспорт, велосипеды. Таким образом, мы привлекли многих жителей в центр города ".

Урок четвертый: футбол как повод для развития города

"В свое время Лейпциг делал все, чтобы в городе проходили большие спортивные события. Мы подавали заявку на проведение летней Олимпиады-2012, но не выиграли. Многие жители после этого были разочарованы. Но в 2006 году у нас состоялся чемпионат мира по футболу.

Мы провели немало мероприятий для развития инфраструктуры, готовясь к этому событию. В частности, можно сказать, что благодаря проведению чемпионата в городе теперь есть функциональная транспортная система ".

Урок пятый: велодорожки вместо магистралей

"Много внимания мы уделяли вопросам мобильности. И здесь тоже не обошлось без ошибок. Сначала мы сосредоточились на создании инфраструктуры для автомобилей, было много планов построения дорог с тремя кольцами вокруг города. Но, в конце концов, их не было реализовано. Во-первых, мы поняли, что это слишком дорого. Во-вторых, заметили, что не нуждаемся в такой масштабной автомобильной инфраструктуре.

Серьезная ориентация на автомобили могла бы разрушить структуру города. Поэтому мы начали реализовывать маленькие проекты улучшения транспортного сообщения близких маршрутов, делали все для того, чтобы общественный транспорт отделить от частного, много внимания уделяли распространению информации об общественном транспорте, делали ее понятной.

Мы также серьезно поддерживали развитие велосипедного движения и пытались улучшить ситуацию для пешеходов. Те отрезки, где автотранспорт не нужен и которые можно преодолеть пешком, должны быть привлекательными. Также мы пропагандировали совместное использование автомобилей - не каждый человек должен иметь собственный автомобиль, его можно использовать совместно с другими жителями ".

Урок шестой: коммуникация с жителями

"Один из самых сильных импульсов развития города - это поддержка активности граждан путем привлечения профессиональных менеджеров проектов. В этом Лейпциг, например, похож со Львовом - у жителей есть много идей, они активны. Однако им не хватает профессиональной поддержки. Если ее предоставить, мы получим удивительный эффект для городского развития.

Мы пытались привлечь к развитию города разных действующих лиц - жителей, чиновников, бизнес. Развитие города гораздо успешнее, если он происходит в рамках общего консенсуса, а не в рамках конфликтов и споров. Коммуникация дает очень много.

Хорошим примером сотрудничества жителей и представителей администрации Лейпцига стал проект реформирования одной из автомагистралей, которая разделяет два района города.

До реформы состояние дорожного покрытия и общий вид этой магистрали был не самым лучшим. Ни для автомобилистов, ни, тем более, для велосипедистов или пешеходов она не была удобной. Мы привлекли к планированию всех, кто пользовался этой улицей. В совещательном совете были представлены водители, пешеходы, велосипедисты, владельцы магазинов, ресторанов, гоожане, которые живут вдоль улицы. Таким образом было найдено компромиссное решение, которое учитывало интересы всех задействованных групп".

По материалам theinsider.ua