Мост длиннее Крещатика: у моста Патона сегодня юбилей

Мост длиннее Крещатика: у моста Патона сегодня юбилей

Фото: img-fotki.yandex.ru
Автор: Ксения Карпова

Мост Патона открыли 5 ноября 1953 года, он стал первым в мире цельносварным мостом.

Сегодня большинство надводных мостов строится именно по этой технологии, соединившей в себе сварку и мостостроение. А в те времена электросварка еще применялась редко, и время от времени в разных местах планеты сварные мосты падали.

В цельносваренный мост никто не верил

Евгений Оскарович Патон, академик и инженер, мыслил прогрессивно и понимал, что за этим - будущее. Он создал институт электросварки, где, в том числе, проводили сравнительные исследования однотипных клепаных и сварных конструкций. По их результатам стало понятно: сварные мосты легкие и надежные. Однако в то, что цельносварной мост через Днепр не рухнет, не верил почти никто из окружения Патона. 

Патон у первой модели сварочного автомата, 1946 год. Фото: news.bigmir.net

Мост длиннее Крещатика

-Это же 1543 метра, мост длиннее Крещатика! 27 метров ширины, десять тысяч тонн металлических конструкций, - говорили современники академика.

Для начала строительства моста пришлось переубедить самого Хрущева: именно он отдал распоряжение возвести опоры будущего моста. Но в 1941 году началась война, через два года немцы взорвали уже установленные опоры. А после войны Министерство путей сообщения запретило сварку мостов. Евгений Оскарович, будучи уже в преклонном возрасте, снова начал отстаивать свою технологию и добился своего.  Тем не менее, революционная суть его технологии мостостроения оставалась непонятой еще многие годы после того, как по мосту уже ездили автомобили.

Мост Патона в 1950-е годы. Фото: library.diit.edu.ua

Патон не дожил несколько месяцев до открытия моста

Все работы на мосту были завершены в июне 1953 года. Через два месяца после этого ушел из жизни Патон. На открытии моста он уже не присутствовал. Мост стал одним из крупнейших в Европе. Он составлен из 264 блоков, соединенных швами, общая длина которых - 10668 метров. Длина моста - 1543 метра. В 1995 году Американская ассоциация сварки признала мост Патона уникальным в своем роде сооружением.

Открытие моста, 1953 год. Фото: library.diit.edu.ua

По мосту ходил трамвай

До 2004 года, когда была проведена реконструкция моста, по нему ходил трамвай. Демонтаж трамвайных путей вызвал множество протестов киевлян.

Сегодня каждые сутки с берега на берег проезжают более 145 тысяч автомобилей. Мост планировали реконструировать перед Евро2012, был разработан проект, который предусматривал замену железобетонного покрытия более лёгким металлическим и расширение моста с 21 до 38 метров. Однако из-за проблем с финансированием реконстуркцию отложили на неопределенный срок. Теперь ее планируют начать не раньше завершения строительства Подольского моста. 

Здесь 60 лет назад состоялось открытие моста Патона