Метро, которого нет: как могла бы выглядеть станция  Золотые ворота

Метро, которого нет: как могла бы выглядеть станция "Золотые ворота"

Все фото с сайта tov-tob.livejournal.com

Станция "Золотые ворота" получила свое название благодаря близости одноименного исторического объекта времен Ярослава Мудрого.

Конструкция станции трехсводчатая колонная глубокого заложения. Вместе с "Театральной" является частью пересадочного узла на Святошинско-Броварскую линию.

Пассажиропоток по станции на вход - 20,5 тыс. пассажиров в сутки.

Несуществующая пересадочная и первоначальный дизайн

До начала детальной проработки проекта зеленой линии предполагалось, что она будет пересекаться с красной на "Университете" с пересадкой на новую станцию "Улица Коминтерна" ("Коминтерновская"). Выход со станции должен был размещаться на перекрестке бульв. Тараса Шевченко и ул. Коминтерна (ныне ул. Петлюры). Для "Коминтерновской" даже успели разработать эскизы и чертежи.

Один из вариантов оформления "Коминтерновской"

Однако трассировка новой линии в ходе проектирования несколько изменилась и "Коминтерновская" оказалась как бы в стороне от основной трассы. К тому же узкие проходы и короткий центральный зал на "Университете" никак не располагали к большим пассажиропотокам. В результате специально для организации пересадки было решено построить еще одну станцию между "Университетом" и "Крещатиком", а пересадочную станцию новой линии разместить у Золотых ворот. 

Из-за того, что вход на станцию расположен на склоне холма, эскалатор пришлось делать двухмаршевым (высота верхнего подъема 35 м, нижнего - 56 м) со строительством промежуточного вестибюля. Как и на более ранних подобных станциях, промежуточный вестибюль сначала строился на поверхности, а затем опускался вниз на необходимую глубину. 

Подготовка к строительству вестибюля

Сооружение вестибюля

Что касается оформления "Золотых ворот", то поначалу предполагалось создать современную для архитектуры тех лет станцию, но одновременно сдержанную и утилитарную. 

Один из вариантов, представленных на конкурсе в 80-х

Победителем конкурса по "Золотым воротам" стал московский Метрогипротранс. Проект москвичей стилистически был похож на эскизы, показанные выше, и ни чем принципиально не выделялся среди других станций. Наступил пусковой 1989 г. Работы на станции шли своим чередом, пора уже было начинать отделку и на станцию начали завозить мрамор. Так бы "Золотые ворота" и остались "обычной" станцией, если бы не случай.

Орнаменты и князья

Когда до пуска оставалось каких-то полгода, ход строительных работ решил проверить Николай Жариков, который в 1987 г. был назначен главным архитектором Киева и был известен среди коллег своим решительным и импульсивным характером. Жарикову не понравился утвержденный проект, никак не раскрывающий историческую значимость места, рядом с которым размещалась станция, и он потребовал остановить отделочные работы. 

Дальнейшие события развивались уже в его кабинете, куда он вызвал Вадима Жежерина - одного из киевских архитекторов, который ранее уже занимался оформлением станции "Площадь Льва Толстого", реконструкцией самой площади и рядом других объектов.

Жежерин со своим отцом в рекордно короткие сроки - за одну неделю - создали два эскиза станции, которые Жариков одобрил. Станцию было решено выполнять с орнаментами и историческими образами домонгольского периода. 

По словам Вадима Борисовича Жежерина, собирать мозаику прямо на станции было невозможно: пыль, грязь, перекрыть проход нельзя, да и лепить мозаику вниз головой непросто. Он с художниками разместился в домике во дворе Киевпроекта и выкладывали мозаику в специальные металлические ванночки. Потом эти ванночки монтировались на закладные детали в проемах станции. Образы князей были закрыты от посторонних глаз бумагой, хоть риск и был большим. 

Когда с мозаикой все стало более-менее ясно, появилась новая головная боль: мрамор для колонн. Обычные мраморные плиты толщиной 2-3 см не подходили и нужны были крупные блоки. Подходящий мрамор был только в коелгинском карьере на Урале, но внутрисоюзные связи уже были нарушены и достать мрамор в сжатые сроки было невозможно. На помощь снова пришел Лаврухин, который буквально ночью вызвонил директора коелгинского карьера и смог договориться с ним о поставке мрамора в обмен на камнерезный инструмент.

И вот накануне открытия, когда в одной части станции еще укладывали гранитные плиты, а в другой уже сбивали деревянный помост для митингующих, архитекторы с художниками начали снимать бумагу, которая закрывала мозаики. В это же время на станции появился Лаврухин с целой командой различных начальников. Увидев мозаики с изображением древнерусских князей и храмов, он обомлел от восхищения. Никто не ожидал от архитекторов такого смелого хода и результат превзошел все ожидания.

Открытие на Новый год и народные песни

На следующий день 31 декабря 1989 г. на "Золотых воротах" прошел торжественный митинг, посвященный пуску новой линии. Когда поезд с митингующими уехал на соседние станции, на "Золотых воротах" появились первые пассажиры и двигаясь по платформе они вдруг стали петь украинские народные песни. 

Открытие станции

Первый поезд зеленой ветки

Из-за сложной гидрогеологии, с которой столкнулись при проходке эскалаторных тоннелей, не был своевременно готов и выход со станции. До 1 мая 1990 г. пассажиры могли попасть на "Золотые ворота" только через "Театральную". 

Эскалатор на "Золотых"

Верхний вестибюль станции был построен во дворе между зданиями, выходы были вписаны в арки. В одном из примыкающих к вестибюлю зданий находится Дирекция строительства метрополитена - она является формальным заказчиком всех новых объектов. 

Промежуточный вестибюль традиционно имеет цилиндрическую форму. Стены зала облицованы белым мрамором с кирпичными расшивками под плинфу. На стенах размещены декоративные ниши, которые чередуются с коваными вентиляционными решетками. Под решетками установлены бра. Карниз купола зала выполнен из кирпича с широкой мозаичной лентой. 

В основу оформления станции легло сочетание арок и сводов, которые являются характерным признаком культовых сооружений времен Руси. 

Станция сегодня

Своды станции опираются на приземистые круглые колонны, облицованные белым мрамором "Коелга" и имеющие лекальные капители из такого же мрамора. Пол выложен из плит серого гранита.

Свод и мозаики

Свод центрального зала разделен диаметральными мозаичными полосами из смальты с кирпичными расшивками по краям. Кирпичики на станции керамические и несут исключительно декоративную функцию. Ни одна из мозаик на станции не повторяется. Даже похожие на первый взгляд мозаики имеют отличия в деталях.

Вся история Киева на одной станции

Внутри арок в проходах размещено 38 двойных мозаик, изображающих древнерусских князей, различных деятелей и храмы Киевской Руси, а также сложные орнаменты.  Каждое неорнаментное изображение в арках подписано. Если войти на станцию со стороны улицы и обойти мозаики по часовой стрелке, можно последовательно отследить историю древнего Киева. 

На арках - вся история города

В торцах станции, как со стороны платформы, так и со стороны эскалаторов, размещены четыре больших мозаичных панно. Со стороны выхода в город находится изображение символа Киева - Архангела Михаила. С противоположной стороны станции на одной из мозаик изображен Георгий Победоносец, символизирующий Москву.

Мозаичные панно перед эскалатором

В 1991 г. постановлением Кабинета Министров Украины авторы станции были отмечены Государственной премией Украины. Различные зарубежные издания неоднократно включали "Золотые ворота" в рейтинги самых красивых станций метро.

Вечернее освещение тоже необычно

О других станциях метро читайте в нашей спецтеме "Киев, которого нет"

Здесь находится станция "Золотые ворота"