Независимый город: 17 объектов, которые появились в Киеве за годы независимости

Мы поздравляем своих читателей с грядущим Днем Независимости! Давайте накануне  праздника посмотрим, как отстраивался привычный нашему взгляду облик города, как рождались развязки, множились торговые центры, подростали высотки и возникали новые кварталы. Любуемся родной столицей и сравниваем ее с лицом старого города.

Лыбедская и "Ocean Plaza"

На месте ТРЦ Ocean Plaza раньше был рынок, а рядом с ним – небольшой пустырь.

Среди торговых рядов с продуктами и вещами особенно выделялись азиатские вкусности. Дефицитные ингредиенты вроде риса для суши, васаби и карри можно было купить именно там. За это рынок в народе прозвали китайским.

Закрыли и снесли его в начале 2010 года, примерно в это же время началось строительство Ocean Plaza. В ноябре 2012 года состоялось открытие ТРЦ, который позиционировался как самый большой в Украине. 

Майдан

Современный Майдан Независимости получил нынешний вид после перестройки в 2001 году. Тогда на нем появилась стела Независимости, ТРЦ "Глобус", ворота с фигурой Архангела Михаила и фонтаны. 

При этом многие здания современного Майдана были построены в 1950 - 70-е годы, в том числе, гостиница "Украина". В 1980-х годах Майдан именовался площадью Октябрьской революции, а сразу после провозглашения независимости получил свое современное название. 

Арена

Когда-то на месте "Арены" была гостиница и больница.

ТРЦ открылся в 2004 году и быстро стал одним из самых известных тусовочных мест столицы с множеством клубов, бутиков и ресторанов. Кстати, это один из первых проектов "К.А.Н. Девелопмент" - компании, которая позже построит Ocean Plaza, ЖК "Паркове місто" и начнет строительство ТРЦ "Республика". 

Оболонь и ТРЦ "Dream Town"

ТРЦ "Дрим Таун" строился непосредственно над метро - между станциями "Оболонь", "Минская" и "Героев Днепра".

Открылся он в 2009 году, а его расположение над линей метро породило немало разговоров относительно безопасности такого расположения.

Сам Оболонский проспект был спроектирован в 1960-х годах и тогда назывался Центральной  улицей. Еще в начале 1990-х проспект выглядел не так масштабно: между двумя направлениями проезжей части был газон не в самом хорошем состоянии. 

Высотные Позняки

Позняки в советские времена были селом под Киевом, здесь отчасти была дачная застройка. Частные дома снесли в конце 1980-х в преддверии создания нового жилмассива "Позняки".

В 1994 году была открыта одноименная станция метро, но на Позняках по-прежнему было пустынно. Многие дома там были сданы в 1996-1999 годах, застройка активно продолжилась и в 2000-х.

В 2000 году здесь появился первый супермаркет "Билла", а рядом было что-то вроде пустыни: чтобы летом пройти к метро, киевляне из новостроек неподалеку должны были шагать внушительное расстояние по песку.

Центральный вокзал

Главный вокзал Киева был открыт в 1870 году. Изначально это был один вокзал, но в 2001 достроили еще Южную часть комплекса, а все это дело соединили длинным тоннелем. В итоге получилась буква "Н".

В ходе последней реконструкции почти не был тронут фасад старого вокзала (со стороны станции метро "Вокзальная"), он был построен в 1932 году.

Аэропорт Борисполь

Главные воздушные ворота Украины открыли в 1959 году. Первый рейс был совершен 7 июля, а первый самолет, который принял "Борисполь", прилетел из Москвы. В самом начале аэровокзал состоял из одного единственного терминала (сейчас это терминал "B").  

В 2010 году открылся терминал F, а в 2012 - терминал D.

Дарницкий вокзал

Дарницкий вокзал появился более чем 100 лет тому назад.

В 2007 году произошла реконструкция, а до этого здание обновляли еще в 1953.

План последней реконструкции Дарницкого вокзала предусматривал создание многоэтажного вокзального комплекса с паркингом, торговым центром, залом ожидания и еще всякими приятностями для горожан.

В итоге ограничились подземным переходом, двумя вестибюлями и новыми платформами на перроне.

Вокзал преимущественно обслуживает пригородные маршруты, хотя планировалось, что после реконструкции он станет 3-м в мире по величине. Но крест на амбициозных планах поставила смерть бывшего министра транспорта – Георгия Кирпы, который был сторонником этого проекта.

Мост Патона

Мост Патона построили в 1953 году, а до 2004 года по нему проходила трамвайная линия. Тогда же по мосту проложили троллейбусную линию, которая, как оказалось, не способна перевезти пассажиропоток трамвайного маршрута.

Система киевского трамвая оказалась разделенной на две сети, левобережную и правобережную, что вызвало акции протеста и сборы подписей против прекращения трамвайного сообщения между левым и правым берегом Днепра. Спустя четыре года демонтировали трамвайные пути возле Контрактовой площади, а линия по Набережному шоссе оказалась изолированной и ненужной.

Андреевский спуск

За время Независимости Андреевский спуск пережил одну серьезную реконструкцию в 2011 году (ноябрь 2011 - июнь 2012). Были отремонтированы пешеходные тротуары и положена новая брусчатка, а также отреставрирован внешний фасад зданий.

В 2012 году исторический облик спуска планировали изменить постройкой ультра-современного восьмиэтажного делового центра "Андреевский-плаза" по проекту арх. Сергея Целовальника. В начале строительства было разрушено три дома (Андреевский спуск,10а), что вызвало большой общественный резонанс. От сноса зданий на стенах Музея Булгакова пошли трещины. Возмущенные киевляне вышли на митинг под стены офиса компании-застройщика, представители которой принесли свои извинения и приняли решение о строительстве общественного арт-центра, который проектируют и ныне.

Воздвиженка

Воздвиженка имеет богатую историю.

Первые строения в урочище  в XII веке, заселяли их ремесленники. Позже там были построены цеха, которые просуществовали на этом месте до XVIII-XIX века, пока их не вытеснило оттуда киевское купечество.

В советское время Воздвиженку хотели уничтожить, но та выстояла, а в 2000-х было решено провести капитальную реставрацию.

Здесь построили элитные дома в европейском стиле, но до 2012 года уже выстроенная Воздвиженка оставалась почти безлюдной. Сейчас ситуация изменилась: улица стала вполне многолюдной, здесь поселились знаменитости, а на нижних этажах расположились мастерские художников, дизайнеров, рестораны и кафе. 

НСК Олимпийский

Главный стадион страны был построен в 1923 году. С тех его несколько раз реконструировали, последний ремонт закончился перед Евро 2012.

За все свою историю на Олимпийском проходили важнейшие спортивные мероприятия: матч за Суперкубок Европы 1975 года, 6 футбольных матчей олимпийских игр 1980 года, а также финальным матч Евро-2012. 

"Метроград"

Торговый центр "Метроград" был открыт в Киеве в 2001 году и занимает подземное пространство от вестибюля станции метро "Площадь Толстого" до улицы Крещатик. Его площадь составляет 25 тыс. кв. м, количество магазинов - 393. В торговом центре 23 входа в самых оживленных местах столицы.

До 2001 года между площадью Льва Толстого, Бессарабкой и Крещатиком располагались длинные подземные переходы.

"Хаятт"

Первый пятизвездочный отель мирового класса появился в Киеве в 2007 году. Строительство гостиницы было начато еще в 1996 году, один раз замораживалось, а с 2000 года шло довольно медленно. 

Любопытно, что в 1990-х здесь планировался первый в Киеве небоскреб до 130 метров высотой.

Оболонская набережная

Застраивать Оболонскую набережную начали в начале 90-х. Поначалу домов, вдоль набережной не было, и она представляла собой пустынную зону возле берега Днепра с маленькой неприметной церквушкой. Постепенно здесь стал появляться жилой микрорайон с красивыми домами и дорогими квартирами. Изюминкой стали двухэтажные элитные особняки, часть из которых владельцы перестроили на свой лад, чтобы отличаться от соседей. Со временем застройку продлили в сторону Московского моста и Оболонская набережная удлинилась. На одной из прогулочных аллей появились необычные скульптуры и лавочки.

С 2000 года на набережной возводят Храм Покрова Божьей Матери. Строительство затянулось не на один год, и судя по всему даже сейчас не завершено. В 2008 в другом конце набережной появился Храм Рождества Христова.

Почтовая площадь и колонна Магдебургского права

Почтовую площадь, одну из старейших площадей Киева (упоминания появляются еще в IV веке) все еще продолжают реконструировать: полностью работы закончат не раньше мая следующего года. Совсем недавно киевляне смогли ощутить все удобства обновленной развязки, в прошлом году частично открыли тоннель для проезда транспорта, год назад также открыли участок отремонтированной набережной.

В 2013 году в рамках проекта реконструкции Почтовой, обновили колонну Магдебургскому праву. Она считается самым старым памятником из всех существующих в Киеве.  Памятник появился еще в XIX веке, высота колонны с основанием составила 23 метра. 

"Парус" и "Гулливер"

Офисный центр "Парус" был построен в 2007 году, на возведение здания высотой в 33 этажа (133 метра) строителям понадобилось всего лишь 3 года. До 2010 года был самым высоким зданием в городе. Здание получило свое название из-за схожести с парусом, однако в народе его называют "Утюг", "Титаник", "Корабль". Киевский "Парус" снят в фильме "Илюзия страха" по мотивам одноименной книги Александра Турчинова (спикера Верховной Рады Украины). В фильме здание разрушают.

А ТРЦ "Гулливер" открыли в 2013 году, его сооружение растянулось на 9 лет, однако проект был доведен до конца. Его высота – 35 этажей (140 метров), сейчас это самый высокий небоскреб Украины. Изначально его планировали назвать Continental, но затем был проведен конкурс и выбрали название "Гулливер".

Маршрутки

Маршрутки в Киеве появились в конце 1960-х.

До конца 80-х в столице УССР было 28 таксомоторных маршрутов, которые пользовались популярностью, несмотря на высокую стоимость проезда, которая была в 4 раза выше, чем в автобусе.

С 1991-го маршрутки исчезли с киевских улиц, а их триумфальное возвращение состоялось в 1997 году. С тех пор они сильно изменились, если вначале киевлян возили "ГАЗели", то теперь горожан обслуживают наши украинские "Богданы". Стоимость проезда тоже поменялась: в 1997 году она составляла 50 копеек, сейчас средняя цена проезда в маршрутке по Киеву – 3,5 грн.