Михайловский переулок, 14
+38(044)4619055
Галерея ART 14 представляет выставку графики Александра Богомаза и керамики Светланы Шоломицкой. Совместная выставка двух киевских художников возникла благодаря кураторскому замысла Екатерины Борисенко совместить в одном пространстве достижения их творчества.
Экспозиция открывает зрителю имена молодых художников и освещает некоторые новые тенденции художественной жизни Киева. Керамика Светланы Шоломицкой особенная. Художница добавляет к заранее известных вещей (ваз или тарель) намеренно созданы "неуместности", так сказать наслаивает свои чувства на стандартные формы. В некоторых произведениях эмоциональная экспрессия даже превышает "правильность" формы, которая представляет функцию вещи. Так появляется асимметричный посуду, избыток фактуры на поверхности. Это замечательные символы сложного баланса творчества и функции - фантазии и обыденности.
Окунуться в мир чувств побуждает зрителя и выбранная художницей эстетика нон-финито: неконтролируемые автором трещины (кракелюры), появившиеся благодаря особенностям обработки керамики. Это сотрудничество автора и материала, иллюстрирует сотворчество замысла и в случае, человека и природы. Графика Александра Богомаза удивляет своей многослойностью: в ней сосуществует созидания и разрушения. Первый слой творения ассоциативно апеллирует к модернизму, которому присуще структурное мышление. Не случайно Р. Краус пишет, что любимая композиционная структура большинства модернистов - это сетка. В ней, как в таблице, систематизированы размышления и чувства. Каждый может вспомнить клетчатые структуры П. Мондриана, П. Клее или фасады зданий ХХ в. Но А. Богомаз создает структуры для того, чтобы добавить сверху еще один слой - разрушение. Однако это не тотальное разрушение, как от разрезания или сожжения произведения (что тоже случалось в модернизме, особенно в поставангардизме 60-х). В О. Богомаза это разрушение ради формирования новых эмоциональных смыслов. Такая поэтика приближается к хорошо известной, благодаря Ж. Деррида, деструкции, то есть к практикам эпохи постмодернизма. Благодаря этой многослойности, возникает и главная черта привлекательности произведений, потому что они демонстрируют зрителю, как автор балансирует на грани определенности и хаоса, логического построения композиции и спонтанной экспрессивности. Важную роль играет в графике А. Богомаза эстетика нон-финито, которая достигается неконтролируемой энергией автоматизма движений карандаша (автоматизм "живописи действия"). Итак, в произведениях представленных на выставке есть много общего. Даже несмотря на то, что они выполнены в совершенно разных материалах - графика и керамика.
Оба автора работают на пересечении двух стихий: Создание и Разрушение; двух истоков: апполоничное и дионисийского. Оба автора, так же подсознательно, как одновременно вдохновенно, демонстрируют невозможность и опасность пребывания смертному человеку в здравом уме среди упомянутых высших стихий. И поэтому прибегают к эстетике нон-финито, которая позволяет не анализировать, а разговаривать визуальным языком эмоциональных намеков, составленная из азбуки случайностей заимствованных у самых стихий.