Memory / Память - Архив кинooператора Леонида Бурлаки

Михайловский переулок, 14

03 февраля, 12:02

+38(044)4619055

 В марте 2017 года в Одессе была случайно найдена часть пленок из архива известного украинского кинооператора Леонида Бурлаки. Фотоархив был найден в очень плохом состоянии, а способ сохранения был не похож на тот, что обычно использует Бурлака. Некоторые пленки были повреждены, некоторые из них разорваны и сохранились частично. В процессе дигитализации пленок было установлено, что архив датирован 1964 годом и состоит из нескольких серий: вернакулярная фотография, иллюстрирующая повседневность студентов ВГИКа, фотографические эксперименты с формой, документация съемочного процесса. Эта находка поставила сразу много вопросов: почему часть личных фотографий художника попала в статус "спрятанного изображения", и долгие годы хранилась отдельно от основного архива? Может частная история рассказать больше чем просто биографию? Личная память - это всегда микроистория, это уникальная личная память, которая является частью общей исторической памяти.

Сама микроистория отдельного человека, а тем более художника, как известно исключает понятие закономерности и общих явлений, но утверждает понятие случайности и базируется на якобы неважных, чисто человеческих моментах. Подобные архивы не является иллюстрацией к биографии, это прежде всего история связей и отношений (фотографии близкого окружения художника), это история повседневности (ежедневная, иногда случайная документация жизни), это фрагментация определенного отрезка времени, частная история, которая помогает понять более глобальный исторический контекст, и реконструировать его. Сегодня большинство исследователей истории и истории культуры говорят о важности частных архивов, как отдельного феномена памяти, который необходим в современном потоке информации, тем более в так называемую эпоху пост-правды. Но в памяти есть одно свойство - разрушение. Большинство того, что происходит на фотографиях автор уже, к сожалению, не может вспомнить. Именно в этом есть драматизм человеческой памяти, которая не может воспроизвести, но вместе с этим и значение фотографии, которая способна сохранить. Разрушение эмульсии, на некоторых фотографиях частично, а в других случаях полностью уничтожает изображения - это прямая метафора человеческой памяти. Память разрушает лишнее, или мучительное, оставляя только фрагменты, которые еще иногда можно прочитать на изображениях, почти полностью исчезли. И хотя реконструкция событий осложняется, в процессе исследования, продолжается, фотография сама постепенно отвечает на ряд вопросов.

Выставка является частью междисциплинарного проекта, включающего в себя документальный фильм (рабочее название ПАМЯТЬ / MEMORY) и научное исследование. Виктория Мироненко.

Последние новости