ул. Терещенковская, 17
(044) 235-32-90
На выставке будет представлено около 30 старинных китайских свитков, которые принадлежат к жанру архитектурного пейзажа цзе хуа - дословно "рисунок мира". Посетители увидят работы, которые обычно хранятся в музейных фондах и недоступны для широкой общественности.
Виды с изображениями храмов, дворцов, пагод, беседок, мостов, фигурками вельмож, ученых, горожан и небожителей, которые медитируют или общаются, развлекаются или работают, позволят окунуться в экзотический мир Поднебесной.
Куратор выставки, китаистка Марта Логвин рассказывает о том, что сооружения в Китае сводились и украшались по особым канонам: массивный, нередко мраморный фундамент, легкие, часто съемные стены, высокий, уподобленный изогнутым ветвям деревьев, скат крыши, украшенный изображениями мифологических существ, имевших отгонять беду и беречь покой хозяев.
Излюбленными мотивами работ этого жанра является изображение домиков отшельников или императорских дворцов в естественном окружении. Первые воплощали красоту и наслаждение уединения и простоты, вторые - желание поразить сложностью и роскошью. Однако, каким бы ни было конкретное намерение китайского художника, в произведениях отразились его понимание универсальных законов Вселенной.
"Художник ставил своей целью гармонично совместить противоположности: рациональное, конечное, рукотворное с необъятным и непредсказуемым - то есть" сроднить"здания с ландшафтом, стихиями и деликатно намекнуть на время года", - говорит Марта Логвин.
Коллекция китайской живописи на свитках Музея Ханенко - крупнейшая в Украине - насчитывает более 300 единиц. В 1930-40 годах она была собрана в Китае супругами французского дипломата Андре Стефана Жаспар и Таисии Павловны Жаспар, которая после смерти мужа, в 1959 году подарила (а частично продала) ее в музей.
Для справки. Некоторые приемы, которые применялись в китайском архитектурном живописи:
• специфические перспектива и проекции: художник размещал здания вдоль мнимой оси, выбирая для каждого сооружения выгодный ракурс так, чтобы выявить самое интересное;
• зигзагообразная асимметричная композиция;
• живописные "недомолвки": характерным отличием китайского пейзажа является отсутствие цвета и фактуры в изображениях неба и водоемов. Такой прием стимулировал воображение зрителя: какие краски должно иметь небо весенним утром, прозрачный или мутный поток разбивается о сваи, на которых стоят дома.