Сто лет назад постный сезон был самым скучным в Киеве – театры не работали и мясо не продавали

Жители старого Киева в подавляющем большинстве были православными и каждую весну после Масленицы соблюдали Великий пост.

Семь недель благочестия успешно сочетались с приездами на гастроли прославленных артистов. Карикатура из газеты "Киевская мысль" (март 1908 г.)

 

САМЫЙ СКУЧНЫЙ СЕЗОН

Церковные правила накладывали отпечаток на все стороны жизни дореволюционного Киева. Поэтому на время Великого поста ограничивалась торговля мясными изделиями, вносились коррективы в меню ресторанов и столовых, а горожане доставали из кладовых заготовленные заранее соленья и варенья. В распорядке казенных учреждений и учебных заведений были предусмотрены небольшие каникулы для говения – особенно тщательного соблюдения всех правил и регулярного посещения храмовых служб в течение недели перед причастием. Правда, некоторые видели в этом только лишнее свободное время. Как писал в своей "Повести о жизни" бывший киевский гимназист Константин Паустовский: "Единственное, что мы любили, - это великопостные каникулы. Нас распускали на неделю, чтобы мы могли говеть - исповедоваться и причащаться. Мы выбирали для говения окраинные церкви - священники этих церквей не очень следили за тем, чтобы говеющий гимназист посещал все великопостные службы".

Влияние поста самым серьезным образом сказывалось на положении театров и прочих зрелищных заведений. С точки зрения православной религии всякие "скоромные зрелища" во время поста считались грехом. В течение наиболее строгих великопостных "седмиц" (недель) - первой и последней - развлекательные представления вообще отменялись. Но и в остальные недели ход театральной жизни был не такой, как в обычное время. Промежуток между зимним и весенним сезонами составлял особый сезон - великопостный. Казенные, так называемые императорские театры в столицах на это время закрывались. В провинции договоренности между антрепренерами и содержателями театральных зданий тоже чаще всего предусматривали паузу на период поста.

Ввиду такого обстоятельства газета "Киевский телеграф" лет полтораста назад отмечала, что "пост в провинции представляет самый скучный промежуток времени в году". Но... постепенно вышло так, что "самый скучный" сезон превратился в один из самых ярких и увлекательных.

Очередь в театральную кассу Фото: Карикатура из газеты "Киевская мысль" (март 1908 г.)

 

ПОСТ ОПЕРЕТТЕ НЕ ПОМЕХА

Поскольку стационарные театры закрывались на семь недель, актеры оставались без работы. Посему в дни поста не возбранялось их участие в концертах, гастрольных поездках, кратковременных антрепризах и т. п. Подразумевалось, что эти зрелища учтут особенность сезона и будут носить благочестивый характер. В свое время так оно и было. В театральных залах проходили вечера церковного хорового пения и классической музыки, литературные чтения, концертные выступления в пользу неимущих. Популярностью пользовались также "живые картины", когда переодетые актеры, разыгрывая ту или иную сцену, в кульминационный момент замирали, совершенно уподобляясь знаменитым произведениям живописи или скульптуры.

Но в конце XIX - начале ХХ века отношение к репертуару великопостных представлений стало весьма либеральным. Достаточно будет сказать, что 120 лет назад, в марте 1892-го, в театре "Бергонье" (нынешний Театр им. Леси Украинки) в Великий пост проходили гастроли французской оперетты. Киевские постники могли увидеть "Периколу" Оффенбаха, "Корневильские колокола" Планкета, "Дочь рынка" Лекока... В 1895-м этот сезон ознаменовался у "Бергонье" концертом цыганской музыки с участием певицы Шуры-молдаванки. А на Великий пост 1897 года в том же зале были даны сеансы удивительной новинки, лишь за несколько недель до этого появившейся в Киеве, - синематографа Люмьера!

Билеты доставлены! Фото: Карикатура из газеты "Киевская мысль" (март 1908 г.)

 

ГАСТРОЛЬНЫЙ БУМ

Однако наиболее заманчивую часть великопостного сезона составляли концерты знаменитых артистов, обычно занятых на сцене императорских театров. "Звезды" приезжали в Киев или с сольными выступлениями, или сбиваясь в небольшие труппы. Так что для многих здешних театралов Великий пост превращался в пору заманчивых ожиданий: кто на сей раз приедет? Антрепренеры старались не подводить чаяний публики. В весеннее межсезонье город навещали великие мастера драматической сцены из Малого театра и питерской "Александринки", прославленные певцы - такие, как Шаляпин, Тартаков, Нежданова.

Киевские меломаны, должно быть, надолго запомнили Великий пост 1908 года, когда в Городском (Оперном) театре прошли гастроли испанской певицы (меццо-сопрано) Марии Гай - непревзойденной Кармен, а также замечательного тенора московского Большого театра Леонида Собинова. Никто из любителей вокала не хотел пропустить вожделенных выступлений, так что киевлян не смущали жуткие очереди у театральной кассы или запредельные цены у перекупщиков.

В одном из мартовских выпусков газеты "Киевская мысль" карикатурист изобразил "Собиниаду" - приключения киевского обывателя, который отправился в кассу и был доставлен оттуда домой весь в бинтах, но с билетами на Собинова для себя и родных.

Зрители с не очень то "постными" лицами Фото: Карикатура из газеты "Киевская мысль" (март 1908 г.)

 

В ТЕМУ

Несостоявшаяся карьера

Гастрольный период Великого поста оставил своеобразный след в биографии знаменитого артиста и исполнителя собственных песен Александра Вертинского.

В пору своего киевского детства Шурка Вертинский бредил сценой. Он мечтал стать знаменитым драматическим актером и потрясать сердца зрителей. Порой ему удавалось оказаться в числе статистов на спектаклях профессионального театра "Соловцов", и он млел от восторга.

Набором статистов занимался некий жуликоватый молодой человек по имени Жорж. Однажды он посулил Шурке малюсенькую роль "с текстом". Но за это нужно было заплатить Жоржу немалую в то время сумму - три рубля. Вертинский "позаимствовал" трешницу из комода тетушки, у которой он жил. И получил возможность выступить в роли... мамелюка - охранника у дверей кабинета императора Наполеона. Речь шла о спектакле "Мадам Сан-Жен" по пьесе Сарду. Роль Наполеона исполнял популярный в ту пору актер Борис Путята, для которого на великопостные гастроли сняли Троицкий народный дом (теперь Театр оперетты). Туда-то Шурка и явился на репетицию. Его загримировали мамелюком, и он, скрестив руки на груди, занял свое место, чтобы торжественно провозгласить прибытие императора.

Однако юного Вертинского подвела картавость. Услышав громогласное "Импеятой!", Наполеон-Путята рассвирепел и попросту выгнал статиста. "Так сломалась моя театральная карьера", - не без горечи вспоминал Александр Вертинский. Но зато в дальнейшем артист наверстал свое в уникальном образе певца.

В следующем выпуске нашей рубрики, 22 марта, читайте неизвестные киевские подробности биографии знаменитого лирического поэта Афанасия Фета.

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, специально для "КП" в Украине"

Последние новости