Джаз Коктебель 2012: хедлайнеры на нудистском пляже, мавка-хулиганка и грустная история о полосатых матрасах

В Крыму завершился 10-й юбилейный опен-эйр сontemporary world and jazz music "Джаз Коктебель". Из-за того, что фестиваль вместо привычной середины сентября стартовал в конце августа, зрители имели возможность провожать лето с Нино Катамадзе, а встречать осень уже с Гораном Бреговичем.

Джаз Коктебель 2012: хедлайнеры на нудистском пляже, мавка-хулиганка и грустная история о полосатых матрасах - фото

Вот уже десятый раз тысячи людей из разных стран откладывают все дела и меняют офисные будни на волшебную природу Коктебеля с его холмами, виноградниками и величественным Карадагом. Плей-лист из медиаплеера на компьютере - на четырехдневный нон-стоп живой музыки и танцы до упаду на хрустящей гальке. Общение в соцсетях - на посиделки до утра у моря под домашнюю чачу из  пластиковых бутылок и коктебельские вина с коньяками из фирменных магазинов (альтернатива алкоголю - пуэр, масала или кофе из турки со всевозможными специями, которые вам неторопливо приготовит дредастый бармен в этнической чайной).

Посиделки на берегу моря

В целом, публика "Джаз Коктебеля" традиционно делится на тех, кто приезжает на конкретные имена, и на тех, кто планирует поездку на следующий фестиваль, когда еще не стихли звуки предыдущего.

Жизнеутверждающая чайная

- Я приезжаю каждый год, независимо от программы, - говорит фотограф Михаил. Еду ради атмосферы, которая есть только здесь.

И таких как он, которые едут "ради атмосферы", на фесте большинство.

"Коктебельское народное творчество"

Действительно, где еще можно купаться и загорать голышом под звуки саксофона, несущиеся со сцены, которая находится в двух метрах, и не ловить при этом на себе косых взглядов.

Дизайн одной из футболок, продающихся на набережной, вполне мог бы претендовать на эмблему фестиваля.

Чем не логотип фестиваля?

Ну и, конечно, Ее Величество Музыка.

НАПОМНИМ, "Джаз Коктебель-2012": Брегович, Cinematic Orchestra, Тигровые Лилии и другие - описание и видео всех участников

Популярность "Джаз Коктебеля" во многом обусловлена тем, что она тут представлена практически на любой вкус (кроме плохого) и кошелек (или даже полное его отсутствие). Абсолютно бесплатная сцена Open stage дает возможность открыть для себя новые имена, "свежую кровь", не потратив при этом ни копейки. В этом году коктебельской публике на ней открывались: Квартет Денниса Аду, Sophie Villy, Laura Kristina Marty, Asia Tengri, Nina Karlsson, Alarm Pressure, Tinavie, Morfe, Treeorange, Odessa Jazz Fest Quartet, Jacuzzi Project и этно-гурт "Астарта", выступавший вместе со своим продюсером, экс-вокалистом "Танок на майдане Конго", Эдуардом Дилей Приступой. Параллельно Диля отметился на Волошинской сцене в составе нового проекта "Є"- BAND,  со своей  интерпретацией песен украинских эмигрантов 30-х, 40-х годов. Джаз, румбу и танго в современном  прочтении дополняли и авторские композиции с использованием джазовых мотивов.

Диля представил новый проект "Є"- BAND

 

Как уже упоминалось выше, многие планируют поездку на "Джаз Коктебель" когда еще не озвучены имена участников. Это распространяется и на многих поклонников "Волошинки". Гурманы настоящего джаза заранее знают, что тут их снова будет ждать изысканный коктейль уже из новых, но априори безупречных составляющих, приготовленный бессменным "шеф-поваром" от музыки Алексеем Коганом. Ибо подобно мишленовским звездам, присуждаемым ресторанам высочайшего уровня, на камерной Волошинской сцене, с ее ограниченным количеством мест, также уже давно стоит знак качества, разве что негласный.

В этом году в саду дома Максимилиана Волошина, где собиралась творческая интеллигенция и звучал джаз еще в начале ХХ века, публику радовали: Jim Ridl TRIO , Arne Jansen Trio , Mike Del Ferro, Pulcinella, Arman Jazz Trio, Одиссей Богусевич & Winter Sun , Вероника Кожухарова, PanicFusion, Trio Юлия Рома, Sebaststian Pecznik, Daniela Valtova, Himmerland, Yalunina Degoosarov,  Laura Marti Quartet.

Билетные кассы

- Меня больше всего впечатлила саксофонистка Вероника Кожухарова, к слову, она родом из Феодосии,- делится впечатлениями посетительница Волошинки Настя.  - А также бразильский джаз от Юлии Ромы и Лауры Марти. И безумно понравились  мастер-классы Алексея Когана.

Мастер-классы Когана - интересное нововведение , которое публика восприняла на ура. После совместного прослушивания музыки куратор Волошинской сцены  рассказывал, как было создано то или иное произведение, раскрывал в нем новые стороны и невидимые ранее нюансы.

Еще одним приятным дополнением к качественной музыке стали ежедневные дегустации отличных натуральных вин (что теперь стал подчеркивать и новый солидный дизайн этикеток на фактурной бумаге) и коньяков от торговой марки "Коктебель", проходившие перед каждым концертом на Волошинской сцене.

Бесплатные дегустации на Волошинке

Британский акцент
Ну и наконец, главная сцена фестиваля Nu Jazz, которая позволяет услышать и увидеть живьем  музыкантов мирового уровня.

В этом году список хедлайнеров приобрел  ярко выраженный британский акцент. Первый и третий день фестиваля закрывали выходцы из Туманного Альбиона, эстеты джаза и электроники The Cinematic Orchestra, которые раньше никогда не были в Украине, и самая скандальная кабаре-группа мира The Tiger Lillies.

Выступление "синематиков", на которое целенаправленно приехала немалая часть посетителей, задержалось на целых три часа и вместо заявленных 23:30 началось почти в полтретьего ночи. Причиной столь существенного сдвига во времени оказался "накопительный эффект" - кто то из музыкантов задержался, кто-то, как Mama’s Gun (к слову, также выходцы из Британии), сыграли больше заявленной программы, потому что им очень понравилась публика.

Mama’s Gun играли бы и играли...

Но преданные фаны упорно ждали своих кумиров, борясь со сном и сильным холодом, который по ночам коварно сменял полуденный зной.

И если счастливые обладатели абонементов могли сбегать домой утеплиться, то билеты на 1 день, по цене 250 гривен, давали право лишь единоразового входа, и их владельцам приходилось согреваться всеми возможными способами.

The Cinematic Orchestra заставили себя подождать

Музыка "синематиков", созданная по принципу киномонтажа, когда разноформатные звуки склеиваются как кинокадры, создавая тем самым новое, неожиданное произведение, привела в полный восторг их поклонников и оставила в легком недоумении многих, кто не был  готов к столь сложной музыке.

Похожая реакция наблюдалась и на выступлении The Tiger Lillies, лондонского трио, которое вот  уже 23 года выступает в мрачно-комедийно-трагичном стиле с элементами кабаре и черного юмора. Жуткий грим клоуна-убийцы из детских кошмаров, фальцет и тексты про дно жизни, маньяков, наркоманов и проституток,  истинных фанатов заставляли падать перед сценой на колени, но из уст большинства зрителей чаще всего звучала фраза "что-то я недопонял".

The Tiger Lillies вызвали неоднозначную реакцию у публики

Передо мной весело отплясывающий под "Лилий" юноша, присев отдышаться, сочувственно резюмировал "Больной жеж человек", обескуражено показывая рукой в сторону солиста. После чего снова весело пустился в пляс.

К концу выступления публика "распробовала"  экзотичное  яство и уже не хотела отпускать группу, из -за чего последним пришлось два раза выходить на бис.

Нельзя также не отметить, что вне сценического образа "великие и ужасные "оказались милейшими, добродушными и обаятельными людьми.

Днем, после саундчека, с удовольствием фотографировались со всеми желающими, делая при этом комплименты особо выдающимся частям тела украинских поклонниц, гуляли по коктебельской набережной и купались на нудистском пляже.

Солист Тигровых Лилий Мартин Жак флиртовал с местными красотками

А когда во время саундчека на сцену неожиданно взобрался мальчик лет семи в купальных плавках и подарил собственноручно нарисованный портрет музыкантов, фронмен группы  Мартин Жак, растрогался, прикрепил рисунок себе на рояль и долго жал руку юному художнику. Мальчику настолько понравилось внимание именитых артистов, что он долго не хотел покидать сцену.

- Пусть остается, берите его на клавиши, - советовали  из толпы.

"Проводили лето с  Катамадзе и встретили осень с Бреговичем"

Одним из самых ожидаемых событий на юбилейном Джаз Коктебеле  стали выступления Горана Бреговича и Нино Катамадзе.

31 августа Nu Jazz с трудом вмещал всех желающих послушать с первых нот берущий  за душу "нездешний" голос Нино, ворошащий и извлекающий глубоко из подсознания какие-то древние архетипичные образы, забытые даже не нами, а еще кем-то до нас, очень давно.

Нино постоянно признавалась в любви коктебельской публике

И самого титулованного композитора Югославии, автора саундтреков к фильмам Кустурицы и просто удивительно харизматичного человека,  Горана Бреговича с его неизменным свадебно-похоронным оркестром, к которому добавился еще один бэк- вокалист.

Брега  заранее предупредил организаторов, что если ему понравится на фестивале, то он  будет играть столько, сколько захочет и просит не ограничивать его во времени. В результате, выступление длилось 2 часа 40 минут и прервалось только потому, что маэстро опаздывал на самолет.

Горан Брегович покорил всех харизмой и энергетикой

- Проводили лето с  Катамадзе и встретили осень с Бреговичем , - резюмировала одна из зрительниц. И действительно, вторая часть концерта пришлась уже на 1 сентября.

Не только зрители, но и коктебельская галька еще долго будет помнить  этот массовый танцевальный экстаз.

Про мистику и стиральные доски и "виноградную" энергию

Еще одной крайне аппетитной вишенкой в юбилейном торте стал кабаре-бэнд "Серебряная свадьба", которые наряду с Ляписом Трубецким, выступавшим в "нулевой " день фестиваля 29 августа, на данный момент являются визитной карточкой белорусской сцены. Но если "Ляписы" перешли с юморного позитива на жесткую социально-политическую критику, то Бенька и Ко, по их собственному определению, находятся вне политики.

НАПОМНИМ, Ляпис Трубецкой на "Джаз Коктебеле" целиком и без купюр представит новый альбом "Рабкор" [ФОТО, ВИДЕО]

 

Сергей Михалок в перерывах между песнями читал "революционные" стихи

- Наша группа совершенно аполитична, метафизична, поэтому вопросы политики и реальной повседневной жизни для нас не очень интересны. Для нас интересна жизнь человеческого духа, которая в любой ситуации будет глубока и разнообразна, какой бы не была власть. Поэтому мы не поддерживаем власть, но в то же время и не хотим с ней конфликтовать, ведь она нас не интересует, - говорит фронтвумен "Серебряной свадьбы" Светлана Бень.

Во время выступления "Свадьбы" пресловутая мистическая атмосфера Коктебеля достигла своей концентрации. Поверхность моря, искрящаяся и переливающаяся как чешуя гигантской рыбы, идеально круглый диск луны и медленно плывущие в небе красные фонарики как недостающий кусочек паззла вписались в концепцию программы "Волшебный фонарь" с которой приехала группа.

Помимо новых песен артисты баловали публику и хитами из прежних альбомов. Крики восторга сопровождали первые же аккорды всенародно любимых: "Пальто из ваты", "Потанцевала", "Франция и Я", "Пилоты", "Врозь".

Выступление на бис превратилось в еще один концерт

Помимо традиционных элементов театра кукол в песнях "Привидения" и "Пищевая цепочка", а также "кухонной, цирковой и прочей утвари" (как, например, стиральная доска в песне "Малобюджетная любовь"), "Свадьба " в этот раз поэкспериментировала еще и с эффектами проектора.

Во время одной из самых любимых народом песен "Маленькая рыбка, жареный карась, где твоя улыбка, что была вчерась?" прямо на Беньке возникали различные изображения, в том числе того самого неулыбчивого карася.

Богатый внутренний мир маленького карася

Концерт  "Серебряной Свадьбы"  стал одним из самых фееричных выступлений фестиваля. Выход на бис, которого безапелляционно требовала публика превратился в, по  сути, еще один концерт.

Светлана не скрывала своих симпатий к Коктебелю, которыми и поделилась с корреспондентом  "В городе".

- Это совершено уникальный фестиваль. Дело даже не в том, что он проходит на море, хотя это является очень важным моментом. Просто это какой-то сгусток очень солнечной, сочной, радостной, какой-то виноградной энергии, которая  чувствуется абсолютно во всем. У меня было несколько очень тяжелых дней, и я приехала вчера в ужасном настроении, очень тяжелом депрессивном состоянии. Я прошлась просто взад-вперед по набережной и вернулась, сдерживая улыбку. Дело даже не в концерте, а в общей энергетике тех людей, которые сюда приезжают и вкладывают свои  песчинки в эту общую песочницу, в которой возвращаешься в детство, радуешься жизни. Какая-то морская детская беспечность появляется здесь.

Двое детей Беньки в буквальном смысле растут за кулисами, сопровождая маму на гастролях

Про свои взаимоотношения с Коктебелем рассказывали со сцены и другие артисты.

- Когда я шла на наше выступление, было еще светло, и я думала, что не получится повторить ту атмосферу, что была на нашем прошлом выступлении на "Джаз Коктебеле", - откровенничала солистка Pur:Pur Ната Смирина. Но сейчас та же лунная дорожка, все так же, как и в прошлый раз. И я уверена, что все получится, резюмировала Ната. И оказалась абсолютно права.

После  выступления Ната Смирина "оттягивалась" под сценой на концертах коллег

А фронтмен Zorge (по совместительству бессменный лидер Tequilajazzz) Евгений "Айайай" Федоров извинился за охрипший голос, объяснив, что они до четырех утра дегустировали восемь, а может девять или десять, видов напитков и горланили  песни на диком пляже.

Евгений Федоров сорвал голос на диком коктебельском пляже

 

- Ну это же Коктебель, - извиняющейся развел руками  Евгений.

Мавка-хулиганка, советский психодел и главный секрет фестиваля

Нельзя обойти вниманием и выступление украинской группы Gorchitza, исполняющей электронную музыку в стилях electronic, dance rock, funky house. Подавляющее большинство зрителей остались в восторге от выступления, а количество танцующих людей могло потягаться даже с массовыми хороводами на выступлении Бреговича.

- По моему мнению, именно Gorchitza была хедлайнером первого дня,- делится впечатлениями зритель по имени Сергей.- Несмотря на то, что мне очень нравилась предыдущая вокалистка, Оля Диброва действительно вывела группу на новый уровень.

Новая солистка "Горчицы" Оля Диброва 

 

Но были и те, кому трансформации состава пришлись не по душе.

- Новая солистка показалась мне излишне резкой и жесткой. Старая Gorchitza нравилась больше, - говорит другой посетитель фестиваля.

Во время выступления "Горчицы" "Джаз Коктебель" лишний раз доказал свое звание фестиваля свободной музыки и не только ее. На стол перед звукорежиссерским пультом через ограждение перелезла абсолютно голая девушка в венке а-ля Ивана Купала и устроила настоящий перформанс, то соблазнительно танцуя, то принимая йоговские асанны. Долгое время "мавку-хулиганку" никто не трогал, но через время стражи порядка все же решили исполнить свои служебные обязанности и устремились в ее сторону. Завидев это, мавка тут же сиганула через забор, сверкнув всем  на прощанье голым задом.

"Это Коктебель, детка"

Видео                                                                                                                               Ярким пятном в палитре первого дня фестиваля стало также выступление Олега Кострова, бывшего участника знаменитого дуэта  "Нож для фрау Мюллер"

Музыку Кострова чудесно охарактеризовали в одной из рецензий: "Все эти мультипликационные мелодии и комические фразы апеллируют не к эстетическому чувству, а к генетической памяти. К смутным воспоминаниям о времени, когда мама была молода и красила губы, наклоняясь к недавно купленному трюмо. А потом приходили гости, смотрели "Голубой огонек" и танцевали летку-енку. Музыка Кострова — это как солнечные зайчики и воздушные шарики, и петушки на палочке, как все самое сладкое и смешное, что было в 60-х, или 70-х или когда мы там с вами родились".

На фестивале Олег Костров представил две программы - "Хиты Нож для фрау Мюллер" и свой актуальный проект "Бриллианты из тюбика"

Тем же, кто родился на пару-тройку  десятков лет позже  и у кого музыке Кострова не к чему было аппелировать, "мультяшно-советский  психодел" далеко не всегда оказывался понятен.

Зато однозначно по душе большей части публики пришлись  выступления  саксофониста Магнуса Линдгрена, которого небезосновательно называют "надеждой шведского джаза" и норвежского гения  акустической гитары Бьорна Берга.

Бьорн Берг принес в Коктебель скандинавскую прохладу

 

Ну и конечно, какой же "Джаз Коктебель" без Карла Фриерсона. Узнав, что в этом году "музыкант, ставший уже настоящим символом фестиваля", не заявлен в программе, соцсети заполонили возмущенные комментарии. Но Фриерсон не только приехал, но еще и привез с собой маленького сына, с которым  разгуливал по Коктебелю. И как положено символу, открыл фестиваль, выступив (в вышиванке!)  вместе с биг-бэндом Денисса Аду и закрыл своим выступлением сцену Nu Jazz 2 сентября (в программе это выступление значилось как " special musical surprise")

Карл Фриерсон не только приехал, но и привез в Коктебель сына

А что помимо музыки?

Инфраструктура фестиваля претерпела множество изменений в положительную сторону. Стало больше туалетов и они, в отличие от предыдущего года, были бесплатными.

НАПОМНИМ, Джаз Коктебель 2011: "вкусная" музыка, танцы нагишом и километровые очереди в туалет [фото][видео]

На территории фестиваля появился  фастфуд и бар.

В фастфуде также можно было съесть суп и даже побаловаться шашлыком

 

Теперь обладатели билетов на один день, с правом единоразового входа, уже могли не готовить заранее пакетики с бутербродами.

К традиционной этнической чайной добавилась еще одна палатка с травяными крымскими чаями.

Позитивная чайная

Большой выбор, огромные стаканы, неизменный позитив и дружелюбие продавцов, стремящихся то угостить печеньем "как постоянного клиента", то подарить открыточку "за долгое ожидание", сделали эту палатку настоящим местом паломничества, особенно в холодные вечера и ночи.

Уже традиционно на территории фестиваля модники могли приобрести необычную этническую одежду от отечественного бренда "Мокша" и футболки с хулиганским дизайном от "Секты".

Крееативная этническая одежда от "Мокша"

Также из нововведений - палатка  с гордым названием "Дворец Бракосочетания", где пары могли стать мужем и женой на время фестиваля. Цена "репетиции" - 100 гривен.

После утвердительного ответа на вопрос, обязуются ли они не пилить вторую половинку из-за дырявых носков и любить друг друга на "всех поверхностях Коктебеля", молодые обменивались резиновыми кольцами, жвачками "Love is" и конечно жарким поцелуем.

Фестивальный  загс

Также на территории можно было поучаствовать в мастер-классе по игре на этнических барабанах в специальной Drum Zonе, поиграть в настольные игры в палатке "Мосигра" и помедитировать в лаундж-зоне.

Также в этом году появилась возможность взять напрокат мягкий матрас и наслаждаться музыкой, не стоя или сидя на жестком каремате, а буквально возлежа на перинах.

Однако, хорошее начинание омрачилось "барыжническим" подходом к делу фирмы-прокатчика.

Узнав в первый день фестиваля, что стоимость услуги - 60 гривен  за ночь, на следующий день я подошла к "матрасному королю"  с намерением этой услугой воспользоваться.

- 200 гривен,- ошарашил меня "матрасник", ухмыляясь и гопнически поигрывая ключами.

- Позвольте, вчера же было 60 гривен, почему 200? - я еще не теряла надежды на справедливость.

- Сначала было по 60, потом по 100. Только что люди забрали последний матрас за сто. Если Вы хотите перебить цену, давайте двести.

"Перебивать цену" и забирать матрас у уже заплативших за него людей, я, к удивлению продавца, не возжелала.

На следующий день оказалось, что 200 гривен требуют уже со всех, что возмутило даже ведущих фестиваля, которые со сцены призвали не идти на поводу у барыжников и не пополнять их карманы.

Полосатое "яблоко раздора"

- Мы только за партнерство, но партнерство честное. Почему эти матрасы, которые еще вчера стоили сто, теперь стоят в два раза дороже? Они же не стали в два раза больше, - резонно заметила ведущая Женя Стрижевская.

Примером позитивного сотрудничества, помимо упомянутой выше чайной Floris, безусловно стал главный партнер фестиваля, ТМ "Коктебель", без продукции которой многие посетители не представляли себе вечерние концерты фестиваля (а некоторые, чего греха таить, и дневные).

Что не удивительно, так как коктебельские коньяки считаются одними из лучших, так как именно на этой земле произрастают самые подходящие для производства коньяков сорта винограда, чему способствует местность с уникальными климатическими и природными условиями.

- Мы как ценители джазовой музыки принимаем активное участие в организации и проведении фестиваля. А в хорошей компании друзей и партнеров под бокал отлично выдержанного коньяка получаем еще больше удовольствия, слушая Горана Бреговича, Нино Катамадзе и других не менее известных исполнителей, - рассказали "В городе" представители компании.

Мартин Жак в восторге от коктебельского коньяка

"Опен Стейдж"

Когда задумываешься о подведении итогов, на ум вместо глубокомысленных сентенций  приходит лишь  слоган вышеупомянутой марки "Коктебель" - "Счастье - есть!". И оно неизменно будет в следующем году, на одиннадцатом по счету "Джаз Коктебеле". Организаторы уже сейчас думают над списком участников. На пресс- конференции Лилия Млинарич "по секрету " поделилась, что хочет, в числе прочего,  устроить  "кубинский джаз" на следующем фестивале. Так что увидимся!

Инфраструктура фестиваля

Атрибутика на память

Коктебель-стайл

Трудно не согласиться

Рядом с памятником Волошину появилось вот такое "Облачко счастья"

Фото Юрия Шапкина и пресс-службы ТМ "Коктебель"

Последние новости