В этом году от фестиваля ощутимо повеяло прохладой Туманного Альбиона. Как в плане погоды - солнце то и дело сменялось настоящими британскими дождями, море штормило, радуя многих возможностью делать эффектные фотографии на фоне волн - так и касаемо музыкальной программы.
Британский акцент, явно обозначенный в прошлом году (The Tiger Lillies, The Cinematic Orchestra) в этом году трансформировался в отдельную концептуальную программу Selector party при поддержке Британского центра.
- Selector party- то, что в Украине называют "завтрашний день". Очень модная современная британская музыка, - говорит президент фестиваля Лилия Млинарич.
Новая британская волна пришла в "Джаз Коктебель" в лице British Sea Power, Patrick Wolf и Submotion Orchestra, которых многие посетители называли главным музыкальным открытием фестиваля.
7 экспериментаторов из Лидса, во главе с обладательницей медового голоса, вокалисткой Руби, обволокли публику гипнотической смесью эйсид-джаза, дабстепа и даунтемпо.
Но на этих именах английское нашествие не закончилось. В числе самых ожидаемых концертов стало выступление пионеров эйсид-джаза Red Snapper, которые приезжают на фестиваль уже в третий раз. А также лайв-программа британского ди-джея Эдварда Саймона Грина, он же Bonobo, искусно соединяющего loundge, trip hop, futur jazz и breaks.
Присутствуя на безупречном выступлении Bonobo в сопровождении эффектного светового шоу, никто и не догадывался, что накануне с музыкантами произошел крайне неприятный инцидент.
В своем блоге артист написал: "Bonobo и команда приехали в Украину, чтобы начать свой осенний тур с фестиваля в Коктебеле. Ночью из комнат музыкантов в отеле были украдены инструменты группы, ноутбуки и оборудование. Мы расстроены из-за этого происшествия, но все равно устроим настолько грандиозное шоу, насколько возможно в данных обстоятельствах". После этого стало понятно, что имела в виду Лилия Млинарич, говоря на пресс-конференции, что в этом году ей пришлось превратится в Мисс Марпл и неоднократно расследовать натоящие детективные истории.
И шоу состоялось. Зрители услышали практически весь Black Sands и 3 трека из нового альбома The North Borders - Cirrus, Sapphire, First Fires. Шаманство Bonobo за пультом сопровождал вокал певицы Szjerdene .
Невероятно харизматичным стало выступление Патрика Вульфа - любимца Леди Гаги, английского вундеркинда и мультиинструменталиста, который начал создавать музыку еще в 12 лет.
В прошлом году Патрик отпраздновал десятилетие творческой деятельности и выпустил двойной альбом "Sundark and Riverlight" с акустическими версиями своих лучших песен. С этой программой Вульф и выступил на "Джаз Коктебеле", в сопровождении арфы и белого рояля.
Патрик много общался с публикой, в том числе зачитывая с листочка бумаги фразы на русском языке: "Как дела?", "Вы - прекрасные", "Я вас люблю". А в конце, выйдя на край сцены, подбоченясь сообщил: "Меня зовут Патрик Вульф!", и тряхнув смоляным чубом, гордо удалился.
Вероника Reangil : Он меня "порвал". Мальчик играет на куче инструментов и поет волшебным голосом, но это же надо так вести себя на сцене. Я до слез смеялась.
После выступления Патрик очень долго раздавал автографы фотографировался, обнимался и даже целовался с поклонниками, собравшимися возле служебного входа.
Глядя на лучащегося позитивом артиста, сложно было поверить что пятница, 13 испытала на прочность и его нервы. В своем твиттере Вульф сообщил, что потерялся его багаж. Который позже благополучно нашелся. Правда, это стоило зрителям задержки программы более чем на полтора часа. В результате выступление Red Snapper закончилось около пяти утра. Этому поспособствовало также то, что музыкантов неоднократно вызывали на бис.
На пресс-конференции организаторы рассказали забавный момент. Участники British Sea Power, услышав Red Snapper, сказали "Это наши играют? Здорово! Подойдем хоть познакомимся".
Само же выступление British Sea Power у многих вызвало довольно смешанные чувства. "Эта помесь инди с панком вообще "ни о чем". Особенно после выступления шикарных Субмоушен Оркестр, где идеально звучал каждый инструмент", - считает Леонид, приехавший на фестиваль из Харькова.
Андрей Петров: Из всех групп особенно выделю две: Marble Boy и Submotion Orchestra. Последние просто разорвали меня. Играли в живую идеально, вокалистка огромная умничка. Также на Волошинской сцене были интересные группы, особенно в лице Трио Натальи Лебедевой.
Помимо британцев яркими красками в картине фестиваля стал еще ряд выступлений.
Норвежский трубач Nils Petter Molvaer совместно с ди-джеем и продюсером Jan Bang покорили даже самых искушенных эстетов, приготовив опьяняющий коктейль из джаза, ambient house, electronic break beat с элементами хип-хопа, рока и даже поп музыки. Очень точно эту музыку характеризует фраза "Слушая Мольваера, легко забыть на каком инструменте играет мастер"
Кирилл Коваленко: Маловато Мольваера было. Час прошел как 2 минуты.
Анастасия Александровна: Бонобо окутали и согрели своей доброй музыкой! Nils Petter Molvar - лично меня очень порадовали неординарным саундом. Класс! Поездка оправдалась на все 100%.
Буквально взорвал публику джазовый скрипач Омар Пуэнте. Кубинская сальса на электроскрипке заставила гальку разлетаться из-под ног танцующей публики . Но настоящий сюрприз маэстро подготовил в конце, исполнив "Червону Руту", которую все пели хором.
и "боги электронной музыки" Telepopmusic.
Сразу же за ним его соратник по Esthetic Education Дмитрий Шуров с собственной группой Pianoбой презентовал новый диск "Не прекращай мечтать". Некоторая схожесть с группой "Бумбокс", но при этом больший надрыв, искренность, острые социальные тексты зацепили многих.
Очень интересным оказалось выступление "современных стиляг" Жени Таджетовой с группой "Салют", которые изначально подавали заявку на участие в программе Опен Стейдж (также как и харьковская инди-поп команда Pur:Pur).
Неоретро проект "Салют" создан московскими музыкантами разных групп ("Маша и Медведи", "Конец Фильма", "Залив Кита", Cabernet Deneuve, W.K.?). Калейдоскоп из босса-новы, твиста, джаза и других стилей 30-60-х сочетаются с современной лирикой и изрядной долей самоиронии.
Среди участников-хедлайнеров "Волошинки" в этом году можно было услышать: Herbie’s EXPLO 3000, Jacob Karlzon Trio, Plaistow, David Helbock, Yuko Okamoto Quartet, Zoe Gilby. Специальную джазовую программу представил украинский артист Виктор Павлик.
"Натуральные качественные коньяки и вина "Коктебель" и хороший джаз не только близки по настроению, эмоциям, состоянию души – они дополняют друг друга, а из сочетания традиций и импровизации рождается настоящее искусство", - так объясняют свое многолетнее участие в жизни фестиваля представители компании.
В этом году к генеральным спонсорам фестиваля присоединилась компания Alсatel. В специальной палатке публика могла зарядить смартфон силой энергии и поучаствовать в различных конкурсах.
Порадовала в этом году бесплатная сцена Опен Стейдж, традиционно расположившаяся на нудистском пляже. Как участием довольно известных музыкантов ("Куку Шанель"), так и малоизвестных пока артистов, среди которых больше всего удивила публику своей "пластической поэзией" чешская группа "Тысичацы".
Самым же большим разочарованием Опен Стейджа стала группа "Po Mordi" - сольный проект экс-солиста "Мертвого Пивня" Мисько Барбары.
- Мы первый раз выступаем перед таким большим количествои людей в костюме Адама и Евы. Наверное, это концерт в раю, - сказал Мисько.
Однако для публики райским этот концерт не стал.
Макс Барбанов: Отдыхали компанией.Услышали, как днём играла группа "Po Mordi". Я такого ужаса в жизни не слышал, надеюсь в следующем году им не дадут микрофон"
Попасть на фестиваль можно было традиционно двумя способами - приобрести заранее абонемент на все 4 дня по интернету (649 грн) либо "билет-однодневку" (в предпродаже 249 гривен, на месте - 300) без права выхода за территорию фестиваля. Этот пункт каждый год вызывает споры среди публики.
- Как можно заплатить за вход 300 грн, и не иметь возможности по желанию выйти за территорию концерта на протяжении всего вечера и ночи? - возмущается в группе фестиваля Вконтакте Инна Казак.
- В прошлом году так же было и ничего. К тому же брать билет на 1 день - это разве что ради конкретного артиста, а зачем во время его выступления выходить за территорию? - не согласен с ней Алексей Вдовиченко.
Vgorode.ua попросил прокомментировать этот момент президента фестиваля Лилию Млинарич.
- Делать браслеты на один день очень накладно. Мы заказываем их в Австрии. В этом году мы отловили 500 поддельных браслетов. Я наш народ обожаю. Попадались такие экземпляры... Сделанные из изоленты и вручную раскрашенные. Мы думаем как улучшить эту ситуацию. Возможно сделаем пластиковые браслеты с кодом. Но себистоимость их достаточно велика. Будем думать, будем искать спонсоров. Возможно, новые спонсоры помогут решить нам эту проблему. Фестиваль не может решить всех проблем, но мы их понимаем, собираем и думаем над их решением.
В этом году фестиваль проходил не на трех, как обычно, а на четырех сценах. К "Nu Jazz Stage", " Волошинской сцене" и "Open Stage" присоединиллась ночная площадка в ресторане "Зодиак", где играли ди-джеи.
Также в 2013 году Koktebel Jazz Festival расширил свои временные и тематические рамки за счет нового события — арт-фестиваля современного искусства ARTISHOK.
- Как показывает практика, четыре дня, которые продолжается музыкальный фестиваль, для многих гостей маловато. Они готовы приезжать в начале осени в Коктебель на неделю-две — и мы знаем, что они хотят не просто отдыхать в Крыму, а именно посетить фестиваль. Поэтому было решено организовать еще и ARTISHOK, который затронет все виды и жанры современного искусства — от светоарта до литературы и моды. Благодаря „Артишоку“ Koktebel Jazz Festival растянется на неделю, — рассказала Лилия Млинарич.
По словам куратора проекта ARTISHOK Ганки Третяк, целью арт-фестиваля является создание пространства для максимального самовыражения личности во всех сферах деятельности: архитектура, мода, литература, городская скульптура.
В перерывах между выступлениями хедлайнеров публику развлекали джазовые танцы от Mood To Swing.
И отмечали самые настоящие свадьбы
Фото Юрия Шапкина и ТМ "Коктебель"