Корнелис ван Пуленбург. "Аркадский пейзаж"
Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
В 2012 году искусствоведу Елене Живковой улыбнулась удача: упорные поиски картин, украденных из коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, впервые привели к успеху. В Нидерландах на аукционе Sotheby’s Живкова обнаружила уникальную картину голландского художника Корнелиса ван Пуленбурга "Аркадский пейзаж", которая в 1943 году во время немецкой оккупации вместе с другими экспонатами была вывезена из музея в Германию.
Фото Сергея Горошко
Ранее считалось, что утраченная часть музейной коллекции сгорела много лет назад в имении Вильденгоф на территории нынешней Польши. Но находка Живковой опровергла эту версию. Вернуть картину Пуленбурга музею Ханенко помог меценат Александр Фельдман.
Ожидается, что впервые "Аркадский пейзаж" будет представлен посетителям уже осенью нынешнего года. "Предвкушаю момент, когда внесу эту картину в нашу экспозицию, где она будет висеть на том самом месте, что и при жизни Ханенко", – говорит Живкова.
Николай Пимоненко. "Портрет Александра Николаевича Терещенко"
Национальный художественный музей Украины
Один из самых известных меценатов того времени – промышленник Александр Терещенко. В 1910 году его портрет создал киевский художник Николай Пимоненко. Этот мастер прославился прежде всего как автор идиллических пейзажей и жанровых сцен из жизни украинского села. А о том, что он был умелым портретистом, знают немногие – такие работы редко встретишь на выставках.
Фото Сергея Горошко
В собрание Национального художественного музея портрет Терещенко поступил "до 1941 года". Более точной информации в каталогах музейного фонда нет. Но из них можно узнать, что эта работа демонстрировалась зрителям всего пять раз: в 1911, 1962, 1982, 1994 и 2012 годах.
Мартирос Сарьян. "Цветы Армении" (слева)
Киевский национальный музей русского искусства
В 1986 году собрание Киевского национального музея русского искусства обогатилось большой коллекцией известного столичного доктора Давида Сигалова, которую он начал собирать в 1940?е. Особое место в ней занимает натюрморт армянского живописца Мартироса Сарьяна "Цветы Армении".
Фото Сергея Горошко
Картина была написана в 1916 году и ознаменовала конец сложного периода в жизни мастера, когда он долгое время не мог брать кисть в руки из?за болезни. После выздоровления ему удалось создать удивительно яркую и насыщенную красками картину. "Полевые цветы – это как символ возрождения после тяжелых испытаний", – отмечает Алла Илинг.
В 1967 году, еще при жизни Сарьяна, в Армении был создан его музей. Тогда же продолжал свою деятельность и Сигалов. К нему много раз обращались из Еревана с просьбой продать "Цветы Армении". Но коллекционер отказался: все собрание задолго до своей кончины он завещал Музею русского искусства в Киеве. "Мы очень гордимся, что "Цветы Армении" представлены именно в нашей экспозиции", – говорит главный хранитель музея.
Налибокская стекольная мануфактура, Беларусь. Декоративный кубок
Национальный музей украинского народного декоративного искусства
Этот изящный и хрупкий раритет, изготовленный в 1731 году мастерами стеклодувного производства в Налибокской пуще, – один из самых старых экспонатов в фондах музея. Кубок предназначался для князя Михаила Сервация Корибута Вишневецкого из знатного украинско?литовского рода. Предмет уникальный не только своим предназначением, но и высотой – 67 см. В XVIII веке стеклодувы редко изготавливали такие внушительные кубки. Большого умения потребовало и художественное оформление: кубок декорирован утонченной гравировкой и серебряной окантовкой. "Мастера Налибокской мануфактуры, самой известной в Речи Посполитой, бросили вызов знаменитым богемским и дрезденским брендам и создали свою неповторимую школу", – рассказывает Людмила Билоус.
Фото Сергея Горошко
Кубок Вишневецкого демонстрировался только раз – на выставке в 2009 году. Чтобы представлять его в постоянной экспозиции, необходима поддержка меценатов, которые помогут изготовить специальную витрину для сохранности экспоната.
Японское кимоно из натурального шелка с золотой вышивкой
Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины
В 1976 году солистка Киевской оперы Гизелла Ципола победила во всех номинациях Всемирного конкурса вокалистов на лучшее исполнение главной партии в опере Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй", который проходил в Токио. Жюри признало ее лучшей Чио?Чио?сан всех времен и народов.
Фото Сергея Горошко
В награду артистка получила три призовых кубка, а также японское кимоно, изготовленное специально для нее. На заключительном гала?концерте победительница Ципола выступала именно в этом кимоно. "Такой приз дорогого стоит – это была уникальная победа, украинская певица произвела фурор", – рассказывает Елена Кононова.
В 1987 году, уже будучи известной оперной дивой, Ципола передала свои призы Музею театрального, музыкального и киноискусства. "В этом году Гизелла Альбертовна, которая из столицы переехала жить под Ужгород, отмечает 70?летний юбилей, и мне очень хочется, чтобы в Украине помнили о ее таланте, который в свое время высоко оценил композитор Дмитрий Шостакович", – говорит Кононова.
По материалам Forbes.ua.