Под конец 2015 года kiev24.ua предлагает вспомнить, чем жил Киев ровно сто лет назад: чему радовались и огорчались киевляне, какие кризисы они переживали, как менялись их быт и настроение.
Военное время
В 1915-м Киев жил в режиме военного времени. На западе гремели битвы Первой мировой войны и городу была отведена роль важного тылового центра.
Волонтерские организации помогали действующей армии, семьям солдат и беженцам. Регулярно практиковались кружечные сборы: активисты с запечатанными кружками для пожертвований обходили городские квартиры или обращались к прохожим на улице. За один раз волонтеры могли собрать до 50 тысяч рублей.
Сборщики пожертвований в Киеве. Фото kiev24.ua
В порыве энтузиазма киевляне сдавали не только деньги, но и теплые вещи, а женщины шили солдатам белье на дому. Владельцы кинотеатров отдали свой двухдневный сбор в пользу вооруженных сил и ежедневно отчисляли небольшую сумму с каждого проданного билета.
Устраивались и народные гуляния со сбором средств. В мае на Сырце проходили цирковые представления, спортивные состязания, на ярмарке торговали пряниками, медом, конфетами. Таким образом для армии собрали около 10 тысяч рублей.
В то же время киевлян обложили дополнительными налогами. Домовладельцы платили 5% от суммы платежек за электроэнергию на военные нужды, а пассажиры трамвая к пятикопеечному билету доплачивали по 1 копейке.
Наплыв беженцев и пленных
Киев пережил настоящее нашествие беженцев с территорий Галиции, Волыни и польских губерний, где полыхала война. Городские власти явно не были к этому готовы. Переселенцев размещали поначалу в Контрактовом доме на Подоле, потом приспособили для этих целей полицейские участки и помещение Софийского духовного училища.
Контрактовый дом. Фото kiev24.ua
Мест все равно не хватало – женщины, старики и дети спали покатом в жутких антисанитарных условиях.
Усилиями волонтеров беженцам ежедневно раздавали до 5 тысяч горячих обедов, открывались школы для детей беженцев, некоторым помогали с трудоустройством. Однако этого было недостаточно, чтобы устранить гуманитарную катастрофу.
Кроме того, прибывали пленные. На Дарнице оборудовали изоляционно-пропускной пункт для немецких и австро-венгерских военнопленных. Их привлекали к очистке трамвайных путей от снега, рубке леса и даже к выпечке хлеба в коммунальной пекарне.
Война и ненависть ко всему немецкому
Горожане жадно ловили любую новость с фронта, настроения менялись в зависимости от характера вестей. Когда 9 марта в Киеве стало известно о захвате российскими войсками австро-венгерской крепости Перемышль, на улицах воцарилось всеобщее ликование.
А когда враг наступал и поползли слухи, что немцы уже скоро будут под Киевом, паника охватила все слои населения. Люди старались быстрее упаковать самые ценные пожитки и сбежать из города.
Война вызвала волну ненависти горожан и властей ко всему немецкому. Подданным Германии и Австро-Венгрии было приказано в кратчайшие сроки покинуть Киев, а их имущество, как правило, отбиралось. Так австриец Яков Целлермайер потерял свой знаменитый "Паласт Отель" на Бибиковском бульваре (сегодня – гостиница "Премьер Палас").
Киевское электрическое общество – монополист на рынке электроосвещения -в это время перешел в коммунальную собственность.
Улицы Немецкую, Новонемецкую и Саксонскую переименовали.
Не хватало хлеба, дров и сахара
Война взвинтила цены на продукты первой необходимости: муку, хлеб, дрова, сало, крупы, сахар. Городская власть не придумала ничего лучше, чем регулировать их в ручном режиме. Купцов, которые пытались торговать по рыночным ценам, штрафовали на 3 тыс. рублей или подвергали трехмесячному аресту.
Регулирование цен породило дефицит популярных продуктов. Кроме того, начинался дефицит энергоресурсов – дров, угля и керосина.
Дрова были в дефиците. Фото kiev24.ua
В середине ноября выстроились новые огромные очереди, теперь за керосином. Старики, женщины, дети простаивали в них на холоде и без пищи по 12 часов. По словам предпринимателей, причиной кризиса стали проблемы с доставкой топлива.
Из-за перебоев с углем количество трамваев на улицах города резко сократилось. Если до войны циркулировало 197 вагонов, то в конце 1915 года лишь 90.
Ко всем бедам добавилось отсутствие воды во многих домах, даже в центре Киева.
Светская жизнь
Несмотря на войну, дефицит и коммунальные неурядицы, в Киеве бурлила светская жизнь. Бесперебойно работали театры и кафешантаны, певцы и актеры выступали на киевских сценах и эстрадных подмостках. Знаменитые пианисты Александр Скрябин и Сергей Рахманинов радовали киевлян своим творчеством.
В начале марта в Киев с гастролями приехал сам Федор Шаляпин. Следом за Шаляпиным пожаловала прима-балерина императорских театров Матильда Кшесинская. В город наведывались и цирковые труппы. В мае для киевлян выступал известный дрессировщик Анатолий Дуров.
"Сухой закон"
В стране действовал "сухой закон" - строгий запрет на алкоголь сформировал настоящий теневой бизнес. Некоторые городские квартиры превратились в точки приготовления "самопальных" спиртных напитков.
Многие рестораны и буфеты, не желая терять доходы, также подторговывали спиртным. Еще один источник нелегальной торговли спиртным – врачебные рецепты на спирт, вино и коньяк. Полиция регулярно разоблачала такие схемы и применяла санкции.
СМОТРИТЕ ЕЩЕ: В Киеве пройдут предновогодние ярмарки