Недостроенные, забытые и заброшенные. Эти места могли бы стать украшением столицы, но превратились в настоящие свалки.
Как и любой другой город, Киев с каждым годом все больше разрастается. Однако этот рост не всегда дает позитивный результат. Порой прогрессивные, казалось бы, начала дают сбой и оставляют за собой "скелеты" урбанизма. Vgorode расскажет про 5 локаций, которые могли быть украшением столицы, но стали ее уродством.
Река Лыбедь
Кто же не знает легенду об основании Киева? Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь, именами которых позже были названы три горы и река, известны каждому. Но сейчас новые поколения киевлян могут и не догадываться, что крохотная речка в обрамлении замусоренных берегов, что течет между станцией метро "Олимпийская" и Протасовым Яром — и есть та самая легендарная Лыбедь.
И это не удивительно, ведь легенды складывались, когда Лыбедь выглядела совершенно иначе. В наиболее крупных местах она была до 50 метров в ширину. По ней плавали суда, в ней ловили рыбу, а на берегах строили водяные мельницы.
Но в начале 20-го века в реку начали сливать сточные воды, русло заключили в бетонный короб, а где-то и вовсе спрятали под землю. И так постепенно река превратилась в сточную канаву.
Одна из легенд гласит, что Лыбедь появилась из слез прекрасной княжны, которая сначала осиротела, а потом была выгнана из дворца и оказалась вынуждена влачить жалкое существование… Кто бы мог подумать, что легенда станет пророчеством?
"Скелет дракона"
Хоть эта локация и находится за пределами Киева, она хорошо известна столичным старожилам и является отличным примером того, как многие другие места приходят в упадок из-за небрежности и безразличия.
Название пошло из-за схожести длинного металлического каркаса на берегу Киевского моря с огромным змеиным скелетом. На самом деле его происхождение куда как прозаичнее. Здесь, недалеко от Киевской ГЭС, был бобслейный трек. Однако он сгорел в 1990-х — огонь уничтожил львиную долю деревянного покрытия, оставив одни лишь металлические опоры. Ни ремонтировать объект, ни демонтировать его останки не стали.
Завод "Радикал"
Завод возле нынешней станции метро "Лесная" был построен в середине прошлого века. Впрочем, никакого метро на момент строительства на этой территории еще не было, оно появилось только в конце 70х. В то время Киев активно расстраивался, занимая все большие территории, и завод оказался в черте города.
Предприятие занималось производством синтетических материалов. В частности, "Радикал" производил хлор и каустическую соду, используя для этого внушительные количества ртути. Когда в 1996 году производство остановили, опасные вещества должным образом не ликвидировали. На территории завода осталось множество ртути, которая частично просочилась в землю.
За последние 25 лет неоднократно звучали заявления о готовящейся вот-вот демеркуризации, на которую регулярно выделялись бюджетные средства. И часть зараженной земли оттуда действительно вывезли. Однако проверка, которая состоялась в 2019 году, подтвердила, что ртутные излучения на территории "Радикала" все еще в несколько раз превышают норму.
Дом культуры на Виноградаре
Еще один "подарок" столице от эпохи перестройки. В 1989 году на Виноградаре началось строительство многообещающего проекта. Здесь должен был появиться дом культуры, в котором были бы кружки, секции и кинотеатр.
Да и само строение было запроектировано весьма живописным. Архитектор Эдуард Бельский мастерски использовал в своем проекте ландшафтный дизайн, украсив здание клумбами, газонами и искусственными перепадами высот. Вот только осталось это все больше на бумаге, ведь начавшаяся более 30 лет назад стройка так и осталась неоконченной. Причиной тому называли нехватку финансирования.
Со временем недострой прозвали "Вавилонской башней Киева" и менее поэтичным "ДК-Бомж". К сожалению, последнее название значительно точнее описывает нынешнее состояние здания.
Институт театральных искусств
Если про предыдущие локации еще можно сказать, что они, мол, находятся на окраине города или вовсе за его чертой и не слишком-то бросаются в глаза, то вот с недостроенным корпусом университета имени Карпенко-Карого дело обстоит совершенно иначе.
Его начали строить еще в 1979 году. А так как здание должно было стать частью респектабельного университета, место для этого выбрали соответственное, Львовскую площадь в самом центре Киева. При этом было принято необычное решение устроить на первом этаже здания автомобильный проезд на улицу Рейтарскую.
Первое время строительство продвигалось очень даже бодро, но в 80-х годах его темпы значительно снизились, что косвенно связывают с трагедией на Чернобыльской АЭС. А к концу 90-х работы прекратились уже окончательно.
Городские власти то и дело обещают достроить корпус. Вот только обещания эти звучат уже около 40 лет. А здание и прилегающая к нему территория тем временем все меньше становятся похожими на университет и все больше напоминают обычную свалку.