Администратор спортклуба Валерия перед поездкой в Крым решила зачислить полученные отпускные на свой карточный счет. Время было позднее, отделение банка уже было закрыто. И девушка воспользовалась услугами банкомата кэш-ин, расположенного в зоне самообслуживания возле банковского отделения. Валерия "на глаз" разделила пачку банкнот на две стопки и положила в "рот" банкомату первую из них. Машина пересчитала деньги, но сумма оказалась меньше половины. В тот момент Лера не обратила на это внимания, решив, что деньги между стопками разделила не поровну. Но после того как она отправила в банкомат вторую стопку купюр, обнаружилось, что общая зачисленная на картсчет сумма не совпадала с ожидаемой.
"По итогам получалось, что на счет зачислилось на 300 гривен меньше, чем я получила денег в бухгалтерии. Неплохие комиссионные для банка", -- грустно шутит Валерия. Она уезжала рано утром на следующий день после инцидента, поэтому в службу поддержки обратилась только по возвращению из отпуска. На данный момент банком проводится внутреннее расследование этого случая. Но так как время было упущено, выяснение обстоятельств может занять еще полтора-два месяца.
Почему ошибается банкомат
Кэш-ин-банкомат (их еще называют терминалами/киосками самообслуживания, депозитными банкоматами) найти все проще, но многие клиенты банков по-прежнему предпочитают пользоваться услугами живых кассиров. Ведь история Валерии -- далеко не единственная.
Корреспонденты "Денег" выяснили, как минимум, три причины, по которым банкоматы "съедают" наши деньги. Две из них создает сам клиент.
Причина первая -- банкноты иногда банально слипаются. Возможно, купюры были слишком новые или, наоборот, слишком старые, со следами клея, мороженного или любого другого липкого вещества. И все -- терминал посчитал две-три бумажки за одну. Поэтому очень важно пересчитывать деньги, которые отправляются в банкомат. Причем, не только для того, чтобы знать точное их количество. Но и чтобы "разъединить" банкноты перед операцией или же выявить липкие купюры, которыми лучше рассчитаться в магазине или в кассе банка.
Многие кэш-ин-банкоматы могут обрабатывать стопку в 50 банкнот. Но лучше не испытывать судьбу и провести несколько траншей по 3--5--10 купюр.
Причина вторая -- клиент сам мог прервать длительную цепочку операций по зачислению средств на карточку или депозит. Программа в банкомате, как правило, несколько раз "уточняет", действительно ли именно ту или иную сумму собирается внести владелец счета. Если начать нажимать кнопки, не дождавшись полной "загрузки" денег в терминал, программа может просто зависнуть.
Третья причина -- от нас не зависящая -- технические неполадки самого банкомата: перебои с электроснабжением, сетевым оборудованием и так далее.
Что делать?
Если банкомат выполнил какую-то операцию некорректно, нужно сразу же позвонить на "горячую линию" банка и сообщить об этом. Банкоматы кэш-ин чаще всего размещаются на территории отделений банков или в центрах самообслуживания, поэтому рядом с терминалом всегда расположен телефон с прямым выходом на службу поддержки.
Впрочем, по опыту корреспондента "Денег", в ночное время (а большинство центров самообслуживания работают круглосуточно) ожидать связи с оператором можно достаточно долго -- до 10--15 минут. Но, даже в этом случае, соединения все же стоит дождаться. Оператор подскажет, что делать, чтобы исправить ошибку на месте. Если же это не поможет, зафиксирует факт "недосчета" денег.
Если неприятность произошла с банкоматом кэш-ин того же банка, что и выпустил карту, то вопросы с пропажей денег обычно решаются довольно быстро. На практике -- в течение недели (хотя официально банкиры заявляют о 10--20 рабочих днях). Для этого нужно приехать в банк, написать заявление о случившемся и приложить к нему полученные из банкомата слипы (если есть). В заявлении необходимо указать дату, время и место проведения транзакции (точный адрес), а также детально описать, что "отвечал" терминал на действия клиента.
Но если деньги застряли в "чужом" банкомате, то процедура их извлечения может быть более длительной. Точно так же пишется заявление и подается в банк-эмитент карты, но в "разборках" уже участвует три стороны: клиент, банк-эмитент карты и банк-владелец банкомата. И оба банка могут затягивать рассмотрение дела. Так что владелец карты может увидеть свои деньги только через три-четыре месяца после их пропажи.
Те, кто уж попадал в такую историю, утверждают, что успех дела во многом зависит от настойчивости клиента. Звонить, узнавать на каком этапе находится расследование ситуации -- все это подстегнет банкиров. А вот переводить дело в зал суда -- не стоит. Речь идет, как правило, об относительно небольших суммах -- до 1000 гривен. Так что, это как раз тот случай, когда овчинка не стоит выделки.
Такого нам не надо
Еще одной распространенной проблемой в "общении" с банкоматами кэш-ин является нежелание машины принимать те или иные купюры. Банкомат оборудован специальными приспособлениями, которые выявляют "сомнительные" банкноты. Например, корреспондент "Денег" на собственном опыте убедился, что практически гарантированно не будут приняты гривны с надрывом, клееные скотчем или слишком затертые.
Банкомат принимает купюру только в случае, если на ней имеются все указанные в банкоматном алгоритме признаки подлинности. "Но и на подлинной купюре некоторые из них могут быть случайным образом испорчены, например, из-за ее изношенности. В этом случае кэш-ин-банкомат не примет купюру", -- говорит начальник управления развития дистанционных каналов банка "Форум" Владимир Гугуев.
Кроме того, часто кэш-ин-терминал отказывается принимать еще "хрустящие" банкноты, очевидно, подозревая, что они "свеженарисованные". Однако, как правило, отверженные депозитным банкоматом купюры вовсе не являются подделкой. В большинстве случаев "сомнительными", с точки зрения бездушной машины, деньгами можно легко рассчитаться в ближайшем магазине или совершить платеж через кассу банка.
Что делать, если кэш-ин-банкомат "съел" деньги:
1. Звоним в службу поддержки и детально описываем ситуацию.
2. Фиксируем время, когда произошла некорректная транзакция.
3. Если в телефоне есть камера (или при себе фотоаппарат), фотографируем дисплей терминала.
4. Если банкомат выдал какую-либо квитанцию, обязательно ее забираем и храним.
5. Следуем инструкциям оператора (возможно, проблему можно решить на месте).
6. Если банкомат так и не зачислил "съеденные" деньги на счет, обращаемся в головной офис банка (или региональную дирекцию) и пишем заявление с детальным описанием ситуации.
7. Прилагаем к заявлению квитанцию, фото дисплея после проведения некорректной транзакции.
Что может кеш-ин*
1. Зачислить гривню на текущий (карточный) счет.
2. Зачислить валюту (доллар, евро) на текущий (карточный) счет (не во всех банках).
3. Пополнить депозит в гривнах, долларах или евро (не во всех банках).
4. Погасить задолженность по кредитной карте.
5. Погасить задолженность по кредиту.
6. Оплатить коммунальные услуги (если у клиента есть текущий счет в этом банке).
7. Оплатить мобильную связь (если у клиента есть текущий счет в этом банке).
* функциональность кэш-ин-банкомата зависит от его программного обеспечения, не все они поддерживают все вышеописанные функции. Почти все банки принимают через свои банкоматы деньги для пополнения тех карточек, что выпущены ими самими.
Итого: В кэш-ин-банкомат стоит класть только пересчитанные, чистые, не слишком старые купюры, небольшими порциями по 3--5 банкнот. Если произошел сбой программы, нужно немедленно связаться со службой поддержки банка.
По матариалам журнала "Деньги"