В 2014 году население Киева увеличилось - из-за боевых действий на востоке Украины в столицу перебралось немало жителей Донецка и Луганска. Некоторым казалось, что весь сыр-бор продлится не более нескольких недель. Эти недели превратились в месяцы, месяцы - в год, а годы вполне возможно уложатся в "пятилетку". Кто-то уехал назад на восток, кто-то решил попытать счастья в другом городе или стране.
Vgorode пообщался с вынужденными переселенцами, которые осели в Киеве, и узнал, как их жизнь изменилась за это время: где живут, чем занимаются и что с ними происходило за все это время.
"Пришлось соврать хозяевам квартиры, что я не из Донецка"
Павел Ткаченко, юрист |
В Киеве я оказался в сентябре 2014-го. В Донецке у меня было свое кафе на Топазе, где я был и поваром, и закупщиком, а иногда и барменом. В Киеве пришлось вспомнить свое первое образование – юридическое: работаю советником руководителя по юридическим вопросам.
Квартиру нашел за один день в интернете, без посредников. По телефону хозяева спросили, не из Донецка ли я. Пришлось соврать, чтобы добиться личной встречи, где все рассказал, как есть. Ну и 3 месяца предоплаты (взял в долг) сделали свое дело.
Из приятных воспоминаний - помощь от незнакомых мне людей. Я приехал сюда с небольшим чемоданом: что влезло - то твое. Поэтому нужно было заново устраивать жизнь. И в этом весьма активно помогали довольно много людей. Это было откровением.
Из неприятного - психологическое состояние "все сначала".
Думаю, что в Донецк я не вернусь. Честно говоря (это очень субъективно), я считаю, что город меня предал. А это не прощается. Но и Киев не воспринимаю как конечный пункт. Если будут идеи, как жить дальше, связанные с переездом куда бы то ни было (кроме России и всяких горячих точек) – обязательно рассмотрю эти варианты. Кочевой образ жизни имеет свои преимущества. Ничто тебя нигде особо не держит, в любой момент можешь собрать свой небольшой чемоданчик и уехать хоть в Польшу, хоть в Казахстан, хоть на Гоа. Было бы зачем.
"Хлопець, що воює в АТО, запропонував пожити в його квартирі"
Ксения Пантелеева, копирайтер |
12 лютого до мого двору прилетів снаряд. Через декілька годин прийняли рішення тікати звідти якнайдалі.
В Київ приїхала спочатку як студентка-безхатько. Через місяць знайшла роботу копірайтером у веб-студії. До цього на 3 співбесідах мені відмовили через донецьку прописку. Робота мені подобається. Колектив дуже привітний, зустріли тепло, ніхто жодного разу навіть не пожартував з приводу мого рідного міста (можливо, тому що наш заступник директора сам з Луганська).
Зараз нарешті вдалося зняти однокімнатну квартиру. До цього жила у друзів, знімала кімнату на Оболоні. Звідти мене через 2 місяці вигнала господарка, тому що з сусідами трішки не пощастило. Господарка дізналась, що я з Донецька (до цього вона на це не звернула увагу), прокляла усіх переселенців та виселила.
Приємного у тому, що ти переселенець, мало. Хоча, коли знайомишся з кимось, можна натрапити на різні реакції: співчуття чи захоплення. "О, ти з Донецька? Це круто! Молодець, що виїхала!" Багато людей, справді хочуть допомогти, дехто відчуває себе винним, а є такі, що відкрито ненавидять нас.
Якось випадково пізно ввечері познайомилась із хлопцем, що виявився солдатом АТО, який служить у Луганській області. Зізналась йому, звідки я, розповіла, як важко знайти житло. І тут він просто пропонує мені пожити в його квартирі, безкоштовно, поки він буде служити. Це було так несподівано. Вияв добра та справжнє бажання допомогти мене розчулили та повернули віру в людей. І так склалася доля, що наступного дня я знайшла квартиру саме в його домі. Отже, тепер ми сусіди і, гадаю, не припинимо спілкування.
Минулого Донецька вже немає і не буде ніколи. Наше місто пережило багато, отримало стільки ран, що це так просто не загоїться ані в душах людей, ані в самому місті. Життя там розділилося на "до" і "після". Я закохана у Київ, люблю в ньому все.
"В Донецк возвращаться не планирую, но и в Киеве оставаться не собираюсь"
Дарья Кривчук, архитектор |
В Киев я переехала 10 сентября. Помню, это было феерично: ехать 14 часов с Каховки в автобусе с кучей вещей и двумя собаками хаски на руках.
Какое-то время жила в Барышевке, затем переехала в Киев на левый берег. Жилище искала очень весело: у меня было 2 дня на поиски. А теперь представьте: мало того что донецкие, так еще и с двумя псами и огромной торбой вещей ищут где б жить за 3 тысячи. До сих пор сохранился тот зловещий список около 60 номеров с адресами, все зачеркнуто-перечеркнуто, ужас.
Но удача улыбнулась и мы сняли прекрасную квартиру. Ну как, не супер-шик, жить можно, чисто и уютно. Переселенцам, конечно, не рады. У нашей хозяйки донецкие перед этим жили 4 месяца, выставили пол квартиры: мебель, технику. Она изначально была против донецких категорически, но нам удалось ее убедить, что не все такие.
Вообще, поразило то, что тут люди как люди, и помогают, и более доброжелательны. Может, конечно, мне только такие попадались, но определенно отношение лучше, чем в Донецке.
Возвращаться в Донецк не планирую, но и в Киеве оставаться не собираюсь.
"Взял "мову" на вооружение при общении с киевлянами"
Павел Морковкин, фрилансер |
Последний раз в Донецке я был 26 апреля, то есть еще до “референдума”. Большую часть весны 2014-го я уже провел в Киеве. Периодически приезжал домой, но в основном только чтобы забрать в столицу одежду по сезону.
Так получилось, что, живя в Донецке, я работал копирайтером по удаленке и при этом месяца три-четыре в году путешествовал. С переездом в Киев в этой схеме мало что изменилось, и стресс в виде смены места работы меня миновал. Правда мне теперь необходимо выделять часть зарплаты на съем жилья, а путешествовать приходится более бюджетно. Ну, и маршруты претерпели небольшое изменение: теперь у меня намного больше интереса к пост-конфликтным территориям, вроде Балкан, и непризнанным государствам, как Нагорный Карабах – хочется посмотреть, во что может вылиться сегодняшний конфликт на моей малой родине.
Первое свое жилье в Киеве я нашел за 5 минут: оказалось, что у одного товарища как раз освобождается комната в квартире. На поиски второго жилья ушло около двух недель. Инициатива переезда принадлежала моей украиноязычной девушке, поэтому предварительным обзвоном занималась она. Естественно, арендодатель, услышав в трубке язык Франко и Котляревского, и подумать не мог, что в его квартиру собирается въехать какое-то временно перемещенное лицо. Я тоже потом взял мову на вооружение.
Насчет возвращения в Донецк. Пока что эта перспектива мне кажется довольно призрачной. Ведь несколько лет уйдет у Украины на то, чтобы военным, дипломатическим или еще каким-нибудь путем вернуть себе власть в Донецке. Прибавьте сюда еще лет 5, которые потребуются, чтобы спал градус неадекватности у людей, которые остались там. Мне кажется, что к тому времени я уже вполне обрасту корнями в каком-то другом месте. И тогда принять еще одно решение о переезде в другой город будет намного сложнее, чем год назад.
"Донецк - город миллиона роз, Киев же - город миллиардов ступенек"
Яна Пржегорлинская, сотрудник кейтеринговой компании |
В Донецке я была школьным учителем, работником склада, сортировщиком на почте. В Киеве через неделю после приезда я нашла работу поваром в детском палаточном лагере.
У меня есть сын, осенью ему будет 14. Я обратилась в общество одиноких родителей и для него нашли место в 5-дневном интернате.
У меня появились в Киеве новые друзья и знакомые, некоторые из Донецка и области, некоторые из Киева. В основном, мне нравятся киевляне, не все, конечно. Но все подряд и не могут нравится - это было бы странно. А неприятные моменты никак не связаны с тем, что я дончанка. Они связаны со спецификой моей внешности. Но в Донецке были те же проблемы, поэтому я уже привыкла за последние 13 лет к такому отношению.
Ах, да! Ступеньки! Донецк - город миллиона роз, Киев же - город миллиардов ступенек. Мне интересно, кто-нибудь когда-нибудь пытался пересчитать киевский ступеньки? Сейчас я уже привыкла, но поначалу они меня убивали. И метро. Раньше я перемещалась размеренным медленным чисто донецким шагом, теперь меня раздражают медленно идущие по метро люди, поскольку я вечно куда-то бегу.
4 августа 2014 - мой день невозврата. Я не вернусь в Донецк. Как я говорила в сентябре: перезимуем - станем киевлянами. Нет, поймите меня правильно, ностальгию меня таки мурыжит, но редко, на это просто нет времени. Киев задает бешеный темп жизни.
"Стоя в аэропорту, отчётливо поняла, что мне просто некуда идти"
Катерина Жемчужникова, журналист |
Из Донецка я уехала 2 мая 2014 года, когда друзья уже начали попадать в пыточные.
Поскольку обо мне, как о журналисте, публично размещали очень много персональной информации – от адреса до банковских реквизитов, то я решила, что не разумно будет сидеть и ожидать, когда же за мной придут.
Как и большинство людей, выезжала с мыслями "через несколько недель всё наладится, и я вернусь". Когда прилетела в Киев 18 мая, стоя в аэропорту, отчётливо поняла, что мне просто некуда идти. Не то, чтобы я не могла бы остановиться у кого-то из друзей на ночь, как это бывало раньше, когда приезжала погостить, а в глобальном смысле некуда идти. Дом, работа, родные – всё осталось в Донецке.
Поначалу мы с друзьями, такими же выехавшими переселенцами, снимали квартиру с большим количеством комнат. С квартирой очень повезло – у подруги знакомая как раз хотела найти квартиросъёмщиков. Хозяйка была чудесная – без стереотипов о переселенцах и с отличным чувством юмора. Жить там было весело, но все постоянно думали, что вот-вот всё закончится и будем возвращаться. Родители из дома передавали то одежду, то вкусности через выезжающих друзей. Так что фактически жизнь была похожа на такое себе "переселенческое общежитие".
Позже, когда наши семьи тоже начинали выезжать из Донецка, из "общежития" постепенно съехали все друзья.
Теперь родители в Киеве и я живу вместе с ними и собакой. Сложнее всего было найти квартиру как раз из-за этой лохматой морды. Например, из 10 квартир в 6 случаях сразу отказывали из-за прописки, а еще в 2-3 из-за собаки.
Я очень хотела бы вернуться в Донецк, но, как всегда, есть уйма "но". К сожалению, даже если завтра там прекратятся боевые действия, это вовсе не означает, что там будет безопасно жить. Как минимум таким людям, которых разместили во всех "базах предателей" и "расстрельных списках".
У меня нет уверенности, что большинство моих соседей не начнёт названивать каким-нибудь условным "подпольщикам" для тайной расправы в подворотне над "предателями, которые посмели вернуться".
Однозначно, когда закончится война нужно будет строить мосты взаимопонимания между людьми. Но это возможно только после всеобщего прощения.
"В Донецк я не вернусь, потому что дело не только в боевых действиях. И глупо думать, что только в них"
Виктория Ищенко, журналист |
Переехала в конце июня 2014 года. Или 23-го, или 24-го – точно не помню. У меня был небольшой чемодан и сумка – я же думала, наивная, что месяц тут побуду и вернусь.
Киев раньше мне не особо нравился. Слишком много людей со всей Украины – такая сборная солянка, в которой также очень много таких, которых привыкли называть "быдло". Только здесь об этом молчат, хотя таких персонажей множество. Я-то знаю, я же из Донецка.
Считается, что Донбасс был средоточием касты "быдла". Отчасти согласна, но и в столице этого "добра" много. В 4 миллионах (или уже больше) всего не увидишь. В первый день вечером я гуляла по Контрактовой площади, Андреевскому спуску и Замковой горе. Помню, что встретила несколько моих знакомых из Донецка. Тогда это было удивительно.
Самое неприятное в этом году было то, что в Донецке в плен попали мои родители. 2 недели ада в прошлом году – это пока худшее, пожалуй, за всю жизнь. Слово "неприятное" здесь вряд ли подходит. Самое лучшее за год – их освобождение и переезд на безопасную территорию.
В Донецк я не вернусь, потому что дело не только в боевых действиях. И глупо думать, что только в них. Главное – чувствовать себя в безопасности и не бояться, что за лишнее слово тебя посадят в подвал или застрелят. Учитывая количество оружия на руках у "ополченцев", я вряд ли поверю в безопасность на той территории.
"Я представляю формат в котором "боевые действия закончатся", и он меня не устраивает. И вас он тоже не устроит"
Антон Швец, шеф-редактор сайта "Петр и Мазепа" |
Я переехал в Киев 22 мая 2014 года, вполне даже помню тот день, так как переезд был осознанным, а за пару дней перед этим я съездил в Киев и снял у знакомых квартиру.
Живу на Печерске. Трудности в процессе поиска жилья случились, но не потому что я из Донецка, а потому что "заговор риелтеров". Арендодатели и риелторы в принципе не любят "понаехов" и хотят их ободрать, в этом их заработок и состоит. Ничего личного, просто бизнес. Потому квартиру я снимал у своих знакомых, хороших людей. Домашние животные при переезде были переданы родственникам.
Ни разу не встретился лично ни с какой дискриминацией, связанной с пропиской. Мне всегда помогали, узнав что я из Донецка, например в поликлинике. Откуда я переехал не скрываю совершенно, всегда говорю, ни разу не сталкивался с неадекватным поведением.
Что касается возвращения в Донецк. Это зависит от того формата в котором "боевые действия закончатся". Впрочем, я примерно себе представляю формат в котором "боевые действия закончатся", и он меня не устраивает. И вас он тоже не устроит.