Получи ответ: нужно ли платить за разбитую вещь в магазине

Фото formulalubvi.com

Vgorode продолжает отвечать на вопросы из рубрики "Получи ответ". На этот раз наши читатели интересуются вопросом, нужно ли оплачивать разбитый в магазине товар.

Подобные ситуации часто становятся обычным делом в крупных супермаркетах, где персонал и охранники настаивают на том, что виноваты вы, и платить придется вам. Рассказываем, законно ли это, и как правильно вести себя в такой ситуации.


Что говорит закон

Если в торговом зале супермаркета вы случайно разбили бутылку, бокал, вазочку, банку с консервацией, зеркало или другой товар, не спешите рассчитываться за него. Не поддавайтесь давлению охраны или администрации магазина, которые будут вас убеждать, что вы "обязаны возместить ущерб".  Вы, как покупатель, имеете свои права.

Что делать, если я нечаянно разбил товар в магазине?

- Поставьте персонал в известность о том, что вы знаете свои права и сошлитесь на Гражданский кодекс Украины, в котором говорится о том, что "риск за случайное повреждение вещи несет ее владелец". То есть, к моменту завершения покупки владельцем вещи является продавец. А значит, вы не обязаны за нее платить. Подробнее об этом риске случайного повреждения говорится в статьях 323, 668 и 1166 ГКУ.

Если товар сам упал с полки пока я стоял рядом, а платить заставляют меня?

- Требуйте от администрации супермаркета предоставить доказательства  того, что именно вы виновны в повреждении товара. Это могут быть видеозаписи с камер наблюдения и показания свидетелей.

Что, если поврежденный  товар хранился в ненадежных условиях?

- Если поврежденный вами товар хранился в ненадлежащих условиях (на полках, не защищенных специальным бортиком, в проходах между рядами), обязательно  укажите на это.

Может ли охрана принуждать меня оплатить разбитый товар?

- Напомните администрации, что в Законе Украины "О защите прав потребителей"  в пункте 2 статьи 17 сказано: "Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобрести продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента". Факт, что разбитый товар не является вашим выбором.

Обязан ли я оплачивать штраф на месте?

- Если вас принуждают платить, объясните, что не можете сделать этого сейчас. Может, вы не рассчитывали на дополнительные расходы или у вас с собой нет денег. Скажите, что такие выплаты осуществляются исключительно через суд, и то, если будет доказана ваша вина.

Как все можно оформить документально?

- В том случае, если администрация все-таки настаивает, чтобы вы заплатили за поврежденный товар, требуйте составления акта об инциденте. Туда должны быть записаны показания свидетелей, ваши и администрации. Объясните, что только на основании этого акта  через суд будете платить штраф.

Могут ли меня насильно удерживать в комнате охраны?

- Если администрация продолжает на вас давить (завела в комнату охраны, отказывается выпускать из помещения супермаркета, требует оставить свои документы), следует вспомнить о пунктах 1,  4 и 5 статьи 19 Закона Украины "О защите прав потребителей", в которых говорится о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. По закону, охрана супермаркета не имеет права задерживать вас или ограничивать вашу свободу. Объясните, что за это им грозит судебная или уголовная ответственность.


Ходите осторожно между полками

Бывают случаи, когда неликвидный, но дорогой и хрупкий товар, специально располагают таким образом, чтобы при малейшем или неудобном прикосновения к полке, где он расположен, он упал и разбился. После этого администрация супермаркета будет пытаться повесить ущерб на кого-то из рядом стоящих к разбитой вещи покупателей.

Присылайте любые ваши вопросы о жизнедеятельности города нам на news@vgorode.ua и Vgorode узнает все для вас в рубрике "Получи ответ".

Последние новости