Оказывается, большинство декоративных композиций, которые были установлены в последние годы в городе и успели полюбиться киевлянам, занимают столичную землю абсолютно нелегально. Как объяснил нам депутат Киевсовета, член комиссии по культуре Александр Бригинец, на сегодня в городе даже нет системы, которая регулировала бы вопрос установки подобного рода памятников.
- На заседании комиссии по культуре мы уже обсудили этот вопрос. Дело в том, что городу нужен документ, который бы регулировал установку скульптур. Все уже существующие композиции не имеют документов, а если какие-то разрешения и есть, то слишком разношерстные. Как правило, их выдавали районные администрации, - объяснил Бригинец.
По его словам, сейчас город должен принять "Правила установки садовых и парковых скульптур". Раньше на эти композиции распространялись правила установки памятников, но памятниками они по факту не являются, не несут никакого мемориального значения - только декоративное.
Получается, сегодня в опасности оказались, к примеру, знаменитые "Ежик в тумане" и "Кот из вилок" Константина Скритуцкого, "Влюбленные фонари" и "Сгоревшая спичка" Владимира Белоконя. С юридической точки зрения они стоят на территории города незаконно, и соответственно их могут снести в любой момент. Яркий пример подобной ситуации - Пейзажная аллея в центре столицы. Земля, на которой расположены мозаичные скульптуры Скритуцкого, была выделена для строительства жилого дома. С точки зрения закона их можно было сносить и строить здание, и только протесты киевлян спасли чудесный парк.
Подобные ситуации вполне вероятны и в дальнейшем, если городские власти не урегулируют этот вопрос. В целом, скульпторы поддерживают инициативу создания единой системы землеотвода и разрешений для установки их творений.
- Когда мы устанавливали скульптуры, скажем, "Влюбленные фонари", у нас возник вопрос с документами. Но, как выяснилось, нет даже органа, который бы отвечал за это. "Киевзеленстрой" открестился, выдали кое-какие документы в районной администрации, но предупредили, что памятник при необходимости могут демонтировать. Это ведь тоже никуда не годится! С одной стороны, устанавливать что попало на улицах нельзя, но с другой - какой смысл работать, зная, что твое творение в любой момент могут уничтожить, - говорит скульптор Владимир Белоконь.
Марина РЫБИНА, "КП" в Украине