Воз и ныне там: полный сборник обещаний чиновников о строительстве ветки метро на Троещину

История со строительством метро на Троещину началась в 70-80 годах прошлого столетия

Vgorode собрал историю о том, как в течение долгих лет киевлянам льют в уши,  обещая метро на Троещину.


Что такое "метро на Троещину"

Вигуровщина-Троещина - это жилой массив Киева, который по численности проживающих в нем людей (около 300 тысяч) может конкурировать с довольно крупными городами Украины.

Путь к ближайшей станции метро "Почайна" проходит через Северный мост, который связывает два берега Днепра. Более сорока лет назад этого было вполне достаточно, но теперь - нет.

70-80 годы. У киевских властей возникает идея строительства четвертой ветки метро. 

- Для начала нужно вообще определиться, что считать четвертой линией. О ней наверняка задумывались еще в ранние годы строительства метрополитена, но никаких серьезных обсуждений не было. Позже четвертую линию рисовали в разных вариациях на схемах, в том числе вдоль левого берега, но это не имеет никакого отношения к реальным проработанным проектам, - рассказал автор книги "Семь историй киевского метро" Олег Тоцкий.

Схема метро на Троещину 1980-х годов, проект четвертой линии вдоль Левого берега

1981 год. "Метрострой" приступает к строительству зеленой линии метрополитена. Вместе с этим задумались всерьез и начали реальные проработки трассировки, проекта четвертой линии, известной как Подольско-Воскресенская линия метро (сейчас называется Подольсько-Выгуровской). 

Середина 80-х. Четвертая линия окончательно получила трассу с Троещины через Подол и вокзал на Соломенку.

Изображение схемы метро нового образца до 2004 года


Кто все это предлагал

1979 - 1989. Мэр Киева Валентин Арсентьевич Згурский и его заместитель  Николай Васильевич Лаврухин активно занимались строительством Киева. Лаврухин управлял процессом и взаимодействовал с проектными институтами - "Киевпроектом", "Киевметропроектом" и не только. Это огромная бюрократическая машина, поэтому в ней бесперспективно искать конкретную персоналию, которая выдвинула идею строительства четвертой ветки. 

Мэр Лаврухин и другие начальники открывают станцию метро "Золотые ворота" (1989 год) / tov-tob.livejournal

Проектировал непосредственно линию метро только один институт: "Киевметропроект" (ныне "Укрметротоннельпроект"). При СССР не было финансирования на строительство, только на проектные работы. 

14 мая 1993 года. Кабинет министров Украины утвердил технико-экономическое обоснование строительства Подольско-Воскресенской линии метрополитена и Подольского мостового перехода. Был определен его срок - 9 лет.

- Строительство ветки на Троещину де-юре началось уже в середине 90-х при Косаковском (ред. - Леонид Косаковский - мэр Киева с 1995 по 1998 год). Вот примерно там же и начались первые активные обещания, - отметил автор книги "Семь историй киевского метро".

Начинается строительство Подольско-Воскресенского моста, но вскоре все остановилось до начала нулевых, потому что не было финансирования.


Эра обещаний Черновецкого

2004. чиновники опять заговорили о строительстве Подольско-Выгуровской ветки метрополитена на Троещину.

2007. Киевсовет принял решение сносить дома на Русановских и Воскресенских садах ради строительства Подольского моста. Взамен владельцам недвижимости предлагали домики в Горбачихе или Быковне, квартиры в Киеве или же деньги.

2008. Экс-мэр Киева Черновецкий пообещал построить Подольско-Выгуровскую линию до 2011 года. Леонид Михайлович как знал, что нужно поспешить вовремя закончить работу.

2011. С легкой руки Леонида Черновецкого дома у Подольского моста на Русановских садах уверенно сносят. Большая часть хозяев продолжали торговаться. Живодеры начинали разбирать уже разрушенные строения, хозяева все еще целых домов сетовали, что мост строят прямо на их крышах.

В процессе строительства Подольского моста неподалеку Рыбальского моста в реку обрушился кран и разломился в месте крепления грузовой стрелы. Выброс смазочных материалов привел к загрязнению Днепра. Кран восстановлению не подлежал. Несмотря на это, заместитель главы КГГА Крамаренко обещает киевлянам метро на Троещину.

Часть масштабной конструкции Подольского моста - приостановленное строительство Рыбальского моста / Олег Тоцкий / facebook


Как менялся план строительства

2008. Проектировщики отказались от сооружения станции "Подольская" на новой ветке метро на Троещину на эстакаде Подольско-Воскресенского мостового перехода, и решили разместить ее под землей, на уровень ниже существующей станции "Тараса Шевченко". 

2009. Согласно новому проекту, с новой станции "Подольской" должны были построить три выхода на поверхность и два пересадочных эскалаторных узла к станции "Тараса Шевченко".

Схема пересадочной станции 2007-2008 годов

Ноябрь 2009. КП "Киевский метрополитен" объявило тендер на строительство первой очереди линии Троещина - Осокорки от улицы Милославской до станции "Левобережная" с электродепо "Троещина".

Она должна была проходить по оси проспекта Бальзака от улицы Милославской до проспекта Ватутина, вдоль железной дороги до Броварского проспекта с присоединением к Святошинско-Броварской линии возле станции "Левобережная".

Так на схеме выглядит новая Подольско-Выгуровская ветка метро

2011. Регионал и экс-премьер-министр Николай Азаров обещал рабочим и крестьянам метро на Троещину уже через два года, но почему-то еще через год сказал, что для этого нужно 5 лет.

Схема Подольско-Выгуровской линии 2011 года


Эра обещаний нового времени

2012. Тогдашний мэр Александр Попов опять заговорил о строительстве ветки за российские деньги.

Жителям Деснянского района даже предлагали самим придумать и выбрать названия будущих станций столичного метрополитена.

Новая линия должна была состоять из двух участков: участка от станции "Глыбочицкая" до станции "Радужная" с ответвлением в направлении жилого массива Выгуровщина-Троещина и участка от станции "Улица Милославская" до станции "Проспект Ватутина".

2013. Собрался целый "букет" из обещаний: сразу три чиновника и вице-премьер-министр говорили о строительстве метро на Троещину, притом совершенно разное. Александр Вилкул, который в то время занимал должность вице-премьер-министра, обещает начать строить многострадальную ветку.

КГГА решила строить линию метро на Троещину по проспекту Маяковского, а не по улице Бальзака, хотя власти признавали, что это приведет к значительному осложнению строительства и потребует больше средств и времени. 

2014. Заместитель главы КГГА Костюк начинает строительство метро на Троещину на бумаге. Были подняты и смонтированы центральные пролеты арок моста через Днепр, но все зря, как оказалось.

Владимир Макеенко, бывший мэр (январь-март 2014 года) на четвертый день своего назначения заявлял, что будет строить метро на Троещину.

2015. Глава КГГА Попов обещает сдать первую очередь Подольско-Выгуровкой линии в этом же году.

Высший хозяйственный суд Украины обязал строительную компанию ОАО "Мостострой" вернуть миллиард гривен, выделенные на строительство Подольского-Воскресенского моста. Причина: строительство находится в незавершённом состоянии и, кроме того, компания не платила деньги по кредиту.


Продолжение следует

2015. Мэр Виталий Кличко выделил деньги на строительство метро на Троещину.

2016. Был объявлен тендер, а уже в конце этого же года власть полностью приостановила проект Подольско-Выгуровской линии. Мэр Киева Владимир Кличко пообещал достроить Подольско-Воскресенский мост, а его заместитель заявил о приостановке проекта метро на Троещину.

2018. Столичный мэр Виталий Кличко распорядился построить метро на Троещину в течение 2018-2025 годах. Почти сразу "Киевский метрополитен" объявил тендер на проектные работы по строительству метро на Троещину. Потом его отменили, а затем обещали снова запустить.

2018-2019. Земельные участки, предназначенные для переноса дач с Русановских садов, оказались в частной собственности.

Последние новости