Уже в этом году Минприроды привлекает инвестиции в строительство завода по переработке старых покрышек…
"ХЛОПЦЫ, А ШО ТУТ ГОРЕЛО?"
Минувший четверг город Стрый на Львовщине на полдня затянуло густым дымом. Глядя на чумазых пожарных, которые иногда появлялись из едкого черного тумана, хотелось спросить, как в том анекдоте: "Хлопцы, а шо тут горело?" А горели старые шины, которые сотнями складировались на территории одного из частных предприятий города. Дымило так, что вечер наступил на пару часов раньше. Огонь пожарные затушили сразу же, а вот с задымлением боролись до глубокой ночи. И все бы ничего, если бы не опасность, которую представляет для окружающей среды и ее обитателей горящая резина.
Оценить вред, нанесенный здоровью человека, хотя бы пару раз вдохнувшего такой дым, очень сложно. Однако известно, что при сжигании резина выбрасывает в атмосферу большую партию тяжелых металлов. Более того, даже обычные старые шины, которые отправляют на свалку, содержат в себе уйму вредных веществ, которые постепенно проникают в почву и в подземные источники, отравляя их. А ведь раньше о вреде старых покрышек никто не задумывался. Еще при Советском Союзе из них мастерили клумбы и детские площадки, которые до сих пор в больших количествах разбросаны по нашим просторам. Что же делать с опасными покрышками, на которых уже никто и никуда не поедет?
Только задумайтесь: за год в мире появляется до 10 миллионов тонн таких шин, в нашей стране - 180 тысяч тонн! Более продвинутые государства уже давно успешно решают эту проблему, превращая ненужные покрышки в полезное вторсырье. В Украине же абсолютное большинство старой авторезины попросту гниет на свалках.
БУДЕМ ПРЕВРАЩАТЬ ШИНЫ ВО ВТОРСЫРЬЕ
Утилизацией изношенных покрышек в нашей стране занимаются некоторые частные предприятия, но единой системы переработки резиновых изделий в Украине, к сожалению, пока не существует. Как стало известно, чтобы наладить таковую, Министерство экологии и природных ресурсов Украины разработало проект постановления Кабмина "О дополнительных мерах усовершенствования системы сбора, заготовления и утилизации отходов как вторичного сырья". Суть нового документа министр Николай Злочевский поясняет просто: "Наиболее подходящей для нашей страны является модель государственной поддержки бизнеса по переработке шин. Благодаря ей Украине удастся значительно сэкономить на производстве тех же покрышек и других резинотехнических изделий, а также сократить расходы на строительство и ремонт дорог". Минприроды предложила импортерам и производителям в цену каждой шины включать стоимость ее дальнейшей утилизации. Для легковых автомобилей такая плата составит от 5 до 15 гривен (в зависимости от размера), для мотоциклов -
3 гривны. К существенному удорожанию шин это не приведет, а вот проблему "бесхозной" авторезины решить может.
Еще одним шагом Минприроды в ближайшее время станет привлечение иностранных инвестиций в современные технологии по переработке старых шин. Ожидается, что новый завод появится в одной из центральных областей нашей страны. Осуществить задуманное министерство планирует уже в этом году.
СПРАВКА
Чем опасны старые шины?
В состав покрышек входит огромное количество вредных химических веществ, многие из которых являются сильными канцерогенами, а при горении шины выделяют ядовитые соединения - диоксин и фуран.
Шинная пыль, которая образуется при износе протектора, при попадании в легкие вызывает аллергические реакции, бронхиальную астму, а при контакте со слизистой оболочкой и кожным покровом - конъюнктивит, ринит, крапивницу…
По материалам "Комсомольской Правды".