Интернет давно стал платформой для деятельности мошенников. Пользователей легко могут развести на деньги, украсть личные данные или фотографии.
Если вы попали в ловушку мошенников, то стоит немедленно на это реагировать. Vgorode расскажет, что нужно делать при интернет-мошенничестве и куда обращаться.
Как сообщает ресурс "Протокол", жертвы интернет-мошенников могут обратиться в Киберполицию, которая создана при Национальной полиции Украины.
Что такое интернет-мошенничество?
Это то же завладение имуществом, только в сети. Оно имеет несколько особенностей. Например, нет личного контакта между потерпевшим и преступником и все действия осуществляются дистанционно. Для расследования дела по интернет-мошенничеству нужно в первую очередь определить личность мошенника, а сделать это сложнее.
Интернет-мошенничество бывает нескольких видов:
- получение логина, пароля и других личных данных для использования в платежных системах. Чаще всего мошенники получают эти данные, когда человек переходит по сомнительным ссылкам и вводит всю эту информацию сам;
- мошенничество с кредитными картами через получение номера карты, срока действия и CVV-код;
- создание фиктивных интернет-магазинов.
Куда обращаться людям, которые стали жертвами интернет-мошенников?
Для помощи гражданам при Национальной полиции существует Департамент киберполиции, сопровождающий дела по интернет-мошенничеству. Каждый, кто стал жертвой злоумышленников в интернете, может:
- обратиться в свое отделение полиции;
- обратиться в отдел по борьбе с киберпреступлениями в области;
- заполнить заявление о кибермошенничестве на сайте.
[read_more_vg id="1192958"]
Как правильно написать заявление в полицию?
Заявление оформляется в свободной форме. В нем обязательно нужно указать свое ФИО, адрес проживания, контактный номер телефона, а далее - описать сложившуюся ситуацию в таком порядке:
- на какой интернет-площадке случился обман;
- когда и как было совершено преступление;
- какой ущерб от совершенного и чем это подтверждается.
Далее в заявлении вы должны попросить внести сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать досудебное расследование, признав вас потерпевшим в данном производстве. К заявлению добавляются копии всех подтверждающих документов. В течении 24-х часов вам должны дать выписку из ЕГР и постановление о признании вас потерпевшим.
Как не попасться на обман в интернет-магазине?
Чтобы вас не обманул какой-либо интернет магазин, следует запомнить несколько правил:
- используйте только проверенные ресурсы;
- убедитесь в правильности названия сайта или символах в адресной строке сайта. Один незаметный символ может означать, что вы попали на фишинговые сайты;
- не передавайте никому данные своей банковской карты (особенно CVV-код и PIN-код), ведь работники банка никогда не спрашивают такую информацию. Сайты, которые принимают онлайн-платежи, должны быть защищены. Убедиться в этом можно, если видите в названии адреса возле "https://" значок "замочка";
- по возможности используйте наложенный платеж, чтобы исключить шансы мошенников завладеть вашими денежными средствами.
- проверяйте сомнительный номер телефона, банковскую карточку или ссылку на сайт на интернет-ресурсе киберполиции в разделе "Стоп Фрауд" (https://cyberpolice.gov.ua/stopfraud/).
- в магазинах в социальных сетях всегда проверяйте страницу магазина на наличие положительных отзывов, отметок на фото и прочее.
Напомним, ранее мы писали, что в Украине мошенники придумали очень логичную схему, связанную с мобильными номерами. Они перевыпускают SIM-карты украинцев, после чего пользуются этими номерами для заключения кредитов. За счет этого обманщики получают дорогие товары, а их жертвы остаются с крупными долгами, им названивают коллекторы. Самое опасное в этой афере то, что пострадавшие могут сразу и не узнать, что их обманули.