Формула-1 H2O – меняем болиды на катера, пыль на брызги воды, а кожаные комбинезоны – на спасательные жилеты

Представьте картину - рассекая водную гладь, пилоты Формулы-1 на воде со скоростью звука и миллионом брызг движутся к финишу... Так соревнования выглядят сейчас. Но оказывается, что еще 60 лет назад гонщики обгоняли друг друга на спортивных катамаранах.

Во время гонки катамаран практически не касается поверхности воды. Фото с сайта www.f1h2oukraine.com.ua.

 

Уже через пару дней праздник воды и скорости под названием Формула-1 H2O начнется в Вышгороде, что под Киевом. Посмотреть на редкое в наших краях действо съедутся тысячи зрителей. Вот только информации о гонках у народа минимум – да, на катерах, да, по воде. Вот, собственно и все, что известно о "Формуле" H2O. Портал "В городе" решил заполнить пробелы в знаниях зрителей гонок и рассказать, откуда зрелище берет свое начало.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Отцами водной Формулы-1 считаются Дитер Шульц и Анджело Молинари, которые в 1962 году сконструировали первые спортивные катамараны. Но официальные гоночные чемпионаты, в которых пилоты на катерах соревнуются в скорости и реакции, начали проводиться почти через 20 лет – в 1981 году, тогда же, на пленуме Международной Водно-моторной ассоциации в Монте-Карло гонке дали название Формула-1 Н2О.

С тех пор и понеслось. За право принять у себя гонки постоянно соревнуются десятки стран – ведь для того, чтобы создать условия для проведения чемпионата, нужно очень много условий. Кроме наличия подходящего водоема, на котором формируется трасса, важна еще безопасность – поэтому вдоль трассы должны находиться спасательные и пожарные катера. Чести проведения "Формулы" удостаивались Китай, ОАЭ, Катар, Португалия, Россия и другие. Теперь очередь дошла и до Украины.

В прошлом году гонку принимали в Санкт-Петербурге:

    
   
    

 

ТРАССЫ ДЛЯ ФОРМУЛЫ-1 НА ВОДЕ

Не каждый водоем может стать трассой для проведения Формулы 1. Во-первых, длина трассы должна приблизительно равняться двум километрам. На ней должен быть один длинный поворот и несколько резких крутых поворотов, обычно, левых.  Но организаторы всегда награждают спортсменов и одним правым поворотам - делать его чрезвычайно трудно, ведь катера подстроены под левый поворот, поэтому таким образом лишний раз проверяется мастерство пилота. Течение в водоеме на месте трассы также должно быть минимальным, чтобы не мешать лишний раз пилотам.

Как мы видим, водная трасса формируется с помощью специальных огромный буйков, накачанных воздухом Видео:

 

Но какой бы идеальной не была трасса для гонок, их не будут проводить при порывах ветра, сильнее трех метров в секунду, и высоте волны выше полуметра. Несмотря на всю мощность катеров, пилоты просто не смогут совладать и с ветром, и со стеной брызг, которые неизменно обрушиваются на кабину "рулевого". Представьте себе, иногда водяная пыль настолько застилает смотровое кино, что водителям катамаранов приходится вести свое судно наугад!

Из-за стен брызг пилотам катеров иногда приходится вести свое судно вслепую Видео:

 

Для Формулы-1 на воде очень важен метеопрогноз. Ветер, сильнее трех метров в секунду или волна в полметра высотой - и соревнования отменяются - пилоты простоо не справятся с перегрузкой Видео:

 

Кстати, о пилотах – им приходится очень туго. Гораздо хуже, чем гонщикам "Формулы" на болидах. Если у вторых уровень перегрузки достигает 2.5G, то у первых почти в два раза выше – 4,5G. Это значит, что вес рулевого на повороте, совершенном на скорости в 160 километров в час, увеличивается в 4,5 раза.

Но имея одну только шикарную трассу для гонок, "Формулу" к себе в страну не завлечь. Место проведения выбирают также по наличию развитой инфраструктуры, возможности расселить зрителей, участников и прессу, количеству телекоммуникаций.

 

ЧТО КРУЧЕ – БОЛИДЫ ИЛИ КАТЕРА?

Мы уже знаем, что первые скоростные катера, на которых можно было гонять на соревнованиях, были придуманы почти 50 лет назад. Тогда у них не было закрытой кабины пилота, да и скорость они набирали смешную. Теперь же катамараны для Формулы-1 больше похожи на ракеты, чем на лодки.

На сегодняшний день в гонках принимают участие специальные туннельные катера, которые могут развивать огромную скорость и даже при ней оставаться достаточно маневренными.

Средний вес гоночного средства – 390 килограммов (из которых 118 кило весит двигатель), длина – шесть метров, а ширина – два. Минимальный вес обшивки катера достигается благодаря сверхлегким материалам, из которых она изготовлена – это углеволокно, синтетические волокна, кевлар, номекс, алрекс.

Моторы на катера крепят техники команды. Кстати, они же могут усовершенствовать единые для всех двигатели марки Mercury Видео:

 

На современных катерах стоят двигатели Mercury Marine V6, от технических характеристик которых просто кружится голова. Представьте себе, при весе в 118 кило, они сжигают 120 литров горючего в час, развивая скорость до 240 километров в час и даже выше! Разгоняются катера гораздо быстрее, чем болиды. Максимума в 260 километров в час они способны достичь за четыре секунды, в то время, как у автомобиле уходит три секунды на скорость в 100 километров в час.

Кстати, вы знаете, что катера на "Формуле" не плывут, а, скорее, летят по воде, касаясь поверхности водоема лишь своей задней частью? Катамаран, по сути, притрагивается к воде лишь несколькими квадратными сантиметрами дна, все остальное несется по воздуху! Минимум трения о воду – и здравствуйте, огромные скорости.

Заснять гонку может только опытный фотограф - катера набирают скорость до 260 километров в час! Видео:

 

Катера для гонок максимально напичканы всякими средствами безопасности. Над головой пилота находится воздушная подушка, которая надувается при контакте с водой (если катамаран вдруг перевернется). Таким образом, кабина плавсредства подскакивает вверх и остается над водой, чтобы пилот мог выбраться оттуда живым и здоровым. А всередине кабины есть автономные источники воздуха, чтобы рулевой, в случае форс-мажора, не задохнулся внутри.

Вот этот баллон сверху - та самая подушка безопасности, которая надувается при столкновении с водой. Благодаря ей кабина пилота всегда будет находиться над поверхностью воды Видео:

 

О ПИЛОТАХ

Зная, что приходится пережить рулевым гоночных катеров, можно себе представить, насколько сильным и собранным должен быть кандидат в пилоты. Практически космонавтом! Быстрая реакция, молниеносное мышление, сильный вестибулярный аппарат, да еще и недюжая смелость – ведь на огромной скорости движения катамарана может случиться все, что угодно. Поэтому в пилоты попадают только спортсмены, у которых есть суперлицензия Международного союза водно-моторного спорта.

Действующий чемпион гонок – финн Семи Селио, который в прошлом году победил вместе со своей командой Mad Croc. А рекордсменом Формулы-1 на воде считается итальянец Ренато Молинари. Представьте себе, начав карьеру в 1964 году, он успел 18 раз стать чемпионом мира, 11 раз – чемпионом Европы и еще кучу раз чемпионом не таких престижных соревнований.

Но не пилотом единым достигается победа. Как и в привычной всем Формуле-1 на болидах в гонках принимает участие целая команда, в которую входит один или два пилота (с запасным), менеджер, механики, радиокоординатор, технический координатор. С собой на гонки они привозят один или два катамарана (также запасной) с двигателями, которые механики команды лично устанавливают на катера, а также мастерскую и палатку. Ну и, конечно же, в команду входят спонсоры, которые оплачивают и покупку и ремонт катеров, а также переезды команды.

После финиша на катамаран победителя залазит вся его команда. Такой вот круг почета Видео:

 

ПРАВИЛА ФОРМУЛЫ-1 НА ВОДЕ

Соревнования по "Формуле" на воде проводятся практически по таким же правилам, что и на земляных трассах. Команды, представляющие разные страны, два дня активно соревнуются на заранее подготовленной трассе, чтобы потом принять участие в финале – Гран-При. Каждая гонка (квалификационная или финальная) длится 30 минут плюс два круга, которые участники преодолевают на скорости в 225 километров в час. Максимальное количество участников в заезде – 24.

Старт дается, когда скорость всех участников гонки нулевая. После стартового выстрела гонщики за четыре секунду уже набирают максимальную скорость Видео:

 

На гонках также есть свои судьи, которые при необходимости управляют пилотами с помощью световых сигналов. Желтый свет требует максимально снизить скорость, не идти на обгон и придерживаться текущей позиции. Красный свет останавливает гонку, а пилотам приказывает снизить скорость и вернуться на старт. А белый и синий флажки предупреждают пилотов о том, что им необходимо снизить скорость и пропустить лодки спасателей. Конечно же, рулевые, находясь внутри катеров, сигналы не увидят. Зато услышат. Специально для этого в сигнальной зоне всегда находится один из членов команды, который руководит пилотом.

Иногда на воде случаются и ЧП. Эти два катамарана столкнулись и через несколько секунд перевернутся Видео:

 

Посмотрите на крыло этого катера. Он явно не пережил аварию на воде Видео:

 

Очки во время гонок начисляются по месту прибытия пилота на финиш. Пришел первым – получай 20 очков, вторым – 15, третьим – 12, четвертым – девять, пятым – семь. Катер, который приехал десятым, получает всего одно очко, а остальные и вовсе ничего.

Венок победителя для самого быстрого катера и наиболее умелого и удачливого пилота! Видео:

 

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Трансляция гонок ведется в 100 странах мира, аудитория – около 300 миллионов человек

На гонках катера набирают скорость более 225 километров в час, а повороты делают со скоростью минимум 150 километров в час.

Катера Формулы-1 способны разогнаться до 250 километров в час всего за четыре секунды

Обычно "Формулы" на воде проводят в выходные – субботу и воскресенье (квалификации. А в мусульманских странах – в четверг и пятницу.

В России Формула-1 на воде проходила аж 11 раз, восемь из них - в Санкт-Петербурге.

Кроме гонок F1 во время каждой "Формулы" проводятся также гонки F4 на лодках вспомогательного типа. Они медленнее, но смотреть тоже интересно. В Вышгороде они будут соревноваться в воскрсенье, 31 июля, на Кубок Президента Украины.

Последние новости