Регулярная проверка и замена тормозных колодок и дисков – это не просто мера безопасности, а важный аспект технического обслуживания автомобиля. Особенно это актуально при сезонной замене резины, когда внимание к состоянию тормозной системы может предотвратить аварийные ситуации на дороге. Ошибки, связанные с игнорированием износа тормозных элементов, могут не только привести к поломкам, но и существенно повысить расходы на ремонт.
Важность проверки тормозной системы при сезонной замене резины
При каждой замене летней или зимней резины, когда колеса уже сняты, возникает отличная возможность для осмотра тормозных дисков и колодок. Часто автолюбители пренебрегают этой процедурой, откладывая проверку на потом. Однако внимательный осмотр тормозной системы в этот момент может позволить вовремя заметить износ и предотвратить дальнейшие повреждения, особенно если речь идет о колодках и дисках, которые подвергаются значительным нагрузкам во время вождения.
Тормозные колодки и диски: почему важно менять их одновременно?
Одним из ключевых аспектов обслуживания тормозной системы является одновременная замена колодок и тормозных дисков. Многие автомобилисты пытаются сэкономить, заменяя только изношенные колодки и оставляя старые диски. Однако это не всегда разумный подход. В процессе эксплуатации колодки адаптируются к форме тормозного диска, подстраиваясь под его микронеровности. Если на диске имеются борозды или волны, колодки принимают их форму. Установка новых дисков с использованием старых колодок может привести к неравномерному контакту тормозной накладки с поверхностью диска, что чревато перегревом и деформацией тормозного механизма.
Неравномерный износ колодок также может повлиять на работу суппорта, особенно если форма старых колодок отличается от формы нового диска. Визуально определить такую разницу порой невозможно, но даже небольшие отклонения в толщине фрикционного слоя могут привести к серьезным последствиям. Более того, концентрические следы износа на поверхности нового диска, возникающие при использовании старых колодок, могут негативно сказаться на эффективности торможения и снизить срок службы обоих элементов.
Опасности использования дешевых или сильно изношенных колодок
Использование дешевых колодок с накладками высокой стойкости к износу может показаться экономически выгодным, однако это значительно сокращает срок службы тормозных дисков. Такие колодки изготавливаются из жестких материалов, которые сильно изнашивают поверхность диска, приводя к его преждевременной замене. В некоторых случаях диски могут быть восстановлены путем проточки на специальном станке, однако это решение временное и не всегда эффективное.
Еще одной серьезной ошибкой является эксплуатация колодок до полного износа фрикционного слоя, когда начинается трение металла о металл. Это не только снижает эффективность торможения, но и практически уничтожает тормозные диски. В таких случаях диски часто приходится заменять, а не восстанавливать. Поэтому своевременная замена колодок – это не только вопрос безопасности, но и финансовая целесообразность.
Определение необходимости замены тормозных колодок
Современные автомобили зачастую оснащены датчиками износа колодок, которые сигнализируют о необходимости их замены с помощью индикатора на приборной панели. Однако не все машины имеют такие системы. В этом случае важно обращать внимание на признаки износа вручную:
- «легкую» педаль тормоза, увеличенную дистанцию торможения или повышенный расход тормозной жидкости.
- характерный писк при торможении может указывать на износ колодок – это сигнал от пластины-датчика, которая контактирует с диском при полном износе накладки.
- если датчики отсутствуют, необходимо регулярно проверять толщину фрикционного слоя колодок, особенно если на автомобиле установлены литые диски с большими отверстиями, через которые легко выполнить визуальный осмотр. Толщина накладки колодок без учета металлического основания не должна быть менее 1,5 мм (с допустимым отклонением +/- 0,5 мм). Если толщина накладки достигает этого предела, колодки необходимо заменить.