Как уменьшить количество автомобилей в Киеве? Как впустить в город больше свежего воздуха? Как заинтересовать народ в чтении и личностном росте, и пресечь на корню подростковую преступность? Обо всем этом в течение полутора часов в столичном Доме архитектора рассказывал экс-мэр столицы Колумбии, а ныне председатель Совета директоров Института транспорта и развития Нью-Йорке, международный консультант по стратегии градостроительного развития и политики Энрике Пеньялоса.
В свое время Пеньялоса переломил ситуацию в родной Боготе, сделав столицу реальным центром Колумбии со множеством парков и скверов, общественных библиотек. Благодаря усилиям команды экс-мэра, в городе ввели день без автомобилей, пересадили всех на велосипеды. Теперь Энрике в качестве консультанта мотается по городам и странам, рассказывая, сравнивая и обучая. Остается надеяться, что наши градоначальники прислушаются к его мудрым речам.
ОБ АВТО И ЛЮДЯХ
На сегодняшний день, по мнению Пеньялосы, Киев – не лучший город на планете. Потому как для пешеходов, которые составляют большую часть населения столицы, у нас не делается практически нечего. Пока количество авто растет, а дороги и развязки буквально крадут у нас город, люди теснятся по обочинам, дышат загазованным воздухом и мучаются:
"Многие считают, что новые дороги и развязки решат проблемы пробок. Но почему-то никто не думает, что уже через несколько лет, когда автотраффик увеличится, пробки все равно будут возникать и на новых дорогах?" – вопрошает Пеньялоса.
Загруженность улиц машинами тащит за собой другую проблему – парковки. Наши бравые водители не стесняются парковаться прямо на тротуарах, вытесняя пешеходов то ли ютиться к домам, то ли ходить по обочинам.
Так вот, если за парковку на тротуарах серьезно штрафовать, а количество стоянок уменьшить до минимума, то это автоматически сократит количество личных авто в городе. Во всяком случае, так утверждает экс-мэр Боготы.
Одна из проблем Киева - припаркованные прямо на тротуарах авто Фото: КГГА
О ПЕРЕХОДАХ
А вы знали, что во многих городах "зебры" – это широкие "лежачие полицейские"? То есть, от края до края через проезжую часть ведет широкая дорожка на уровне бордюров.
"Это нужно для того, чтобы всем было понятно – не пешеходы пересекают путь автомобилей, а машины ездят по территории пешеходов", - поясняет Пеньялоса.
О ДОРОГАХ И РЕКАХ
По словам легендарного экс-мэра, в последние года крупнейшие города мира тратят миллиарды долларов не на то, чтобы построить новые дороги и развязки, а на то, чтобы их демонтировать. Особо важным, по мнению специалиста, является оборудование свободных пешеходных зон вдоль рек и других водоемов.
Вспомним нашу набережную около Почтовой площади. Всего в нескольких метрах от воды проходит широкая многополосная дорога. Это яркий пример того, как не должно быть. Согласитесь, сложно наслаждаться речным пейзажем, когда плеск воды заглушает рев моторов.
Места вокруг водоемов должны быть отданы пешеходам, и только так! Фото: КГГА
О ГОРОДЕ, СВОБОДНОМ ОТ АВТО
Еще одна идея Пеньялосы – освобождение центра городов от личных автомобилей. В своем время в Боготе экс-мэр провел референдум, на котором горожане приняли решение учредить день, свободный от автомобилей.
К примеру, каждый вторник все владельцы авто забывают о своих железных танках и пересаживаются на железных коней – велосипеды, либо же просто ходят пешком.
Исключение составляет только общественный транспорт, который имеет полное право перевозить горожан.
В своем городе Энрике ввел день без автомобилей. У нас же походить по проезжей части без риска для жизни можно только по выходным, и только по кусочку Крещатика Фото: КГГА
О ВЕЛОСИПЕДАХ
Идеальный город, по мнению специалиста, это место, по которому гуляют толпы пешеходов, ездят велосипеды и автобусы с метро.
Пеньялоса уверен, если создать все необходимые условия для человеческого передвижения велосипедистов, то народ с радостью и массово пересядет на "железных коней". Для этого городским властям необходимо прокладывать километры велосипедных дорожек и строить сотни велопарковок.
По этому поводу напомним, что недавно глава КГГА Александр Попов заявил, что собирается пересесть с авто на двухколесного и ежедневно гонять с Левого берега на Крещатик, по примеру мэра Лондона Бориса Джонсона.
Велосипедные дорожки и парковки для "железных коней" - лучший мотиватор прощания с автомобилями Фото: КГГА
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
К общественному транспорту у Энрике Пеньялосы особое отношение. Автобусы, по мнению эксперты, должны быть также привилегированны, как и пешеходы:
"Исходя из принципа, что все люди равны, я утверждаю, что автобус в котором едут 80 пассажиров, имеет в 80 раз больше прав, чем личное авто. Город должен быть для людей, а не для автомобилей", - заявил экс-мэр.
В Киеве же общественный наземный транспорт мобильностью не отличается – все мы не раз стояли в маршрутке в часовых пробках. Однако, это проблема, уверен Пеньялоса, легко решается с помощью отдельной полосы на трассах для автобусов. Такие есть во многих прогрессивных городах и благодаря им автобусы мчатся по маршрутам, словно пташки.
Вот так сейчас выглядит Богота Фото: КГГА
О ПАРКАХ И БИБЛИОТЕКАХ
Но на транспортном ограничении развитие городов, по мнению Энрике Пеньялосы, не заканчивается. Очень важно сделать их уютными и приятными для отдыха на свежем воздухе. Например, увеличить количество парковых зон. Так в свое время экс-чиновник сделал в родной Боготе, так же он предлагает и учредить в Киеве:
"В каждом городе должно быть место для поцелуев и романтики. Конечно, целоваться можно где угодно, но приятнее делать это в красивом месте", - пошутил Пеньялоса.
В парках, конечно же, не должно быть местам автомобилям – километры без автомобилей и только зелень и деревья кругом. Разве не красота?
Чем больше в городе парков и зеленых зон - тем больше у влюбленных мест для поцелуев Фото: КГГА
Отдельным пунктом Энрике рассказал о важности общественных библиотек и читален в жизни больших городов. Нужно воспитывать жителей мегаполисов. А что может сделать это лучше, чем хорошая книга и бесплатный доступ в интернет в библиотеке? В свое время он учредил не одну "избу-читальню" в Боготе, и о чудо – с каждым годом количество посетителей библиотек все растет!
Настолько же важны для развития подрастающих горожан и спортивные площадки. Ведь ребятня должна где-то сходить с ума и выплескивать свою энергию. Так пускай это будет футбольное поле, а не темная подворотня.
"Мы можем мечтать, а можем воплощать наши мечты в жизнь", - подытожил свою речь Пеньялоса.
В общем, во время лекции эксперта полный зал Дома архитектора несколько раз взрывался аплодисментами. Перспектива жизни в светлом городе с минимальным количеством авто и максимальным простором для горожан прельстила всех. Но, к сожалению, такое счастье нам явно начнет светить нескоро. Ведь даже на лекции Энрике Пеньялосы организаторы не удосужились снабдить всех посетителей наушниками-переводчиками. И как бы красноречив не был колумбиец, люди без переводчиков, не знающие английский на достаточном уровне, просто клевали носами прямо в своих креслах...
ЧТО СДЕЛАНО
За время своего пребывание на посту мэра Боготы с населением в 10,7 миллиона человек, команда Энрике Пеньялосы успела сделать следующее:
- Высадить 100 тысяч деревьев
- Учредить еженедельный день, свободный от автомобилей, когда каждый гражданин оставляет свою машину дома.
- Уменьшить трафик автомобилей почти на 40%
- Учредить систему, когда автомобилисты обязаны оставлять дома свое авто в течение часов пик два раза в неделю.
- Увеличить плату за парковку и повысить городские налоги на бензин
- Передать 50% собранных средств на создание новой автобусной системы городского транспорта
- Создать самую длинную пешеходную улицу – 17 километров
- Создать 45 километров зеленых зон на территории, которая была отведена под восьмиполосное автомобильное шоссе.
- Обустроить 300 километров отделенных велосипедных дорожек
- Выкупить неразвитые территории на окраинах города для предотвращения спекуляции с недвижимостью. Эти территории впоследствии были развиты в качестве доступного жилья с полной инженерной инфраструктурой и местами для парков и школ
- Создать и улучшить 1200 парков и множество детских площадок
- На дорогах выделить полосы только для общественного транспорта