Вчера на улице Закревского водитель маршрутки №590-Д стрелял из пневматики пассажира, который напал на шофера за то, что тот не остановил маршрутку. В итоге пассажир попал в больницу. Впрочем, возможно, не окажись у водителя пистолета, в больницу попал бы он сам. Киевляне с маршрутчиками не очень церемонятся и частенько устраивают им скандалы. Да и есть за что: езда на этом виде транспорта часто напоминает родео, которое далеко не всегда кончается хорошо. А результаты недавнего рейда ГАИ показали, что многие маршрутки опасны для жизни. С начала месяца милиционеры задержали четырех пьяных водителей, а 39 автобусов вообще не должны были выпускать на линию. Впрочем, гаишники нашли только верхушку айсберга.
Пьяный пришел устраиваться водителем
- Кого попало на работу не возьмут, - утверждает глава киевской организации работодателей перевозчиков "Столица" Валерий Липецкий. - По правилам у водителя должен быть необходимый стаж работы. После чего он проходит стажировку - от 10 до 30 часов. Каждый день водителей проверяют медики.
К сожалению, сами перевозчики нарисовали более мрачную картину.
- Помню, как к нам на работу приходил устраиваться мужчина, по которому было видно, что он любитель не только выпить, но принимать наркотики, - говорит коммерческийдиректор фирмы - перевозчика ООО "Клайд" Анна Полищук. - Естественно, мы отказали, но не исключено, что он не устроился где-то в другой фирме.
Зарплата у многих всего 3500 гривен, при таких условиях не каждый опытный водитель пойдет работать. В итоге берут кого попало. Да и сами перевозчики маршрутку эксплуатируют, пока та не сотрется до крыши, а водителя - до того, как с пистолетом не начнет бросаться на людей. Оба этих процесса идут достаточно быстро, а потому наблюдается вечный дефицит как водителей, так и машин.
"Вкусные" маршруты не для всех
По мнению экспертов, городские власти хотят вытеснить маршрутки из города.
- Судите сами: тендеры на обслуживание новых маршрутов в Киеве не проводятся несколько лет, - говорит глава транспортной комиссии Киевсовета Дмитрий Олийнык. - Инвестировать в новую технику перевозчики не могут, так как нет гарантии, что они будут обслуживать свои маршруты. Думаю, что причина в коррупции. Перевозчиков делают зависимыми, в итоге можно на прибыльные маршруты ставить "своих" людей.
- Мы не собираемся идти войной на частных перевозчиков и закрывать все маршрутки, - говорит начальник Департамента транспортной инфраструктуры Евгений Водовозов. - Наша цель - сделать проезд пассажиров комфортным. Для этого вместо маршруток вводим новые автобусы и троллейбусы. Те частники, которых мы закрыли, без работы не остаются и обслуживают другие маршруты, где не может справиться городской транспорт, это в основном спальные районы, где габаритные автобусы и троллейбусы не могут проехать.
Похоже, владельцам маршруток остается уповать только на растущее в городе бездорожье. Чем хуже дороги, тем меньше возможностей для хорошего городского транспорта.
"Транспорт должен работать в интересах пассажиров"
- Главная задача пассажирского транспорта - осуществлять перевозку населения и в первую очередь обеспечивать проезд льготников, - говорит глава гуманитарной комиссии Киевсовета Алла Шлапак. - Город работает в этом направлении, вводит новые троллейбусы и автобусы. В свою очередь частные перевозчики требование законодательства игнорируют, открыто хамят и отказываются перевозить тех, кто имеет это право по закону. Этого нельзя допускать. И, самое главное, государство должно прекратить относиться к Киеву как к дойной корове. Второй год подряд государство не компенсирует городу проезд льготных категорий населения. Киев осуществляет это за счет собственных средств вместо того, чтобы потратить деньги на новые троллейбусы и автобусы.
МНЕНИЕ
Не боитесь ли вы ездить в стольчных маршрутках?
Елена ИВАНОВА, курьер:
- Больше всего в маршрутках я боюсь пассажиров. Недавно был случай, когда в переполненный автобус на остановке влез огромных размеров мужчина. Путь в середину он пробивал себе локтями. После того как он прошел внутрь, у меня на животе остались синяки...
Максим ТЕЛЕТЕН, сотрудник ресторана:
- Самые опасные в маршрутках - водители. Они же, как Цезарь, умудряются делать по пять-шесть дел одновременно - и баранку вертеть, и по телефону разговаривать, и в окошко курить, да еще и сдачу раздавать. И все это - одновременно! Нет никаких гарантий, что в случае ЧП водитель будет наказан - билетов ведь в маршрутках не дают.
Людмила БРЫНЗАК, технический работник:
- Нет, ездить в маршрутках мне не страшно. Трамвая или автобуса специально не жду - что первым приедет, тем и пользуюсь. Да и стоимость в маршрутках, считаю, оправдана. За такие услуги готова платить 2-3 грн. А вот если стоимость повысят - уже задумаюсь.
Иван КЛИМЕНКО, ведущий на радио:
- Ездить в маршрутках я не боюсь, но качество работы водителя меня не устраивает. Неплохо было бы провести воспитательную работу с ними, чтобы вели себя культурнее. Да и маршрутки у нас разваливаются на ходу, в салоне тоже мрак - половина сидений порванные.
Александр Бочкарев, Ольга Кромченко, "Комсомольская правда в Украине"