В спецпроекте "Идеи для Киева" мы рассказываем об идеях для комфортного и приятного проживания в городе, которые уже давно используются в Западной Европе и США, не требуют много денежных затрат и с легкостью могли бы воплотиться в возрождающемся обновленном Киеве.
Идея №1: велики
В Европе много велосипедистов: гораздо больше, чем в Киеве. Но это только на первый взгляд. В украинской столице любителей здорового образа жизни, которые предпочтут проехать на работу на двухколесном экологичном друге, а не на авто или метро, тоже хватает.
Вот только условий для них совсем нет: несколько велодорожек в Киеве построили перед Евро-2012, а после этого еще одну на проспекте Победы. На этом активное обустройство нашего города для велосипедистов остановилось.
Ситуация в Киеве
Когда-то, еще в 2009 году, Леонид Черновецкий обещал опутать весь Киев веломаршрутами: всего их до 2012 года должно было стать 17, а общая протяженность по планам составляла 161 километр.
Но грандиозные планые так и остались планами: после немалой части горбюджета, потраченнной на велодорожки вдоль проспекта Бажана, дорожки на проспекте Победы оказались менее удачными. Если на Бажана их, по крайней мере, не блокируют припаркованными авто и МАФами, то вдоль проспекта Победы на велодорожке можно увидеть и удачно оставленный джип, и цветочный ларек, и даже биотуалет. Качество самих дорожек тоже страдает. В таких условиях ездить по ним зачастую не представляется возможным.
Велодорожка по-киевски. Фото сообщества "Неинтересный Киев", Facebook
Велопарковки по городу появляются, но они, как правило, не охраняются и не автоматизированны, поэтому оставлять на них велосипед мало кто отваживается. Зато пунктов велопроката, как и желающих взять двухколесного в аренду, становится все больше. Теперь дело за малым: довести до ума велодорожки и велопарковки.
Ситуация в Европе
Vgorode предлагет взять пример с европейской велокультуры. Там к велосипедистам относятся с уважением и вниманием: на отдельные дороги для них никогда не ступит нога прохожего и, тем более, не припаркуется автомобиль. К велосипедистам там привыкли с давних времен: в Голландии, которая сейчас лидирует в рейтингах использования велосипедов населением, велодорожки стали массово появляться еще в 1890-х годах. А бум велодвижения начался в Европе начался в конце XX века.
С тех пор европейские градоначальники активно развивают велосипедную инфраструктуру, чтобы решить экологические проблемы и поддержать стремление населения вести здоровый образ жизни.
Велосипедисты в Амстердаме. Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
Велопрокат в Амстердаме. Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com
Велопрокат часто организован с помощью автоматов. Оплатив в терминале прокат и оставив залог, вы берете билет, выдающийся автоматом, и выбираете любой велосипед с велопарковки на свой вкус. Оставить велосипед тоже можно на любой парковке по городу.
Велопрокат в Париже. Фото с сайта paris10.ru
Велопарковки в Европе разные: кроме автоматизированных, много обычных парковок, как у нас. Но само их количество выгодно отличается от нашего: кроме повсеместных мелких велопарковок и станций проката, есть еще большие подземные парковки.
Велодорожки в европейских городах могут быть расположены на проезжей части, а могут представлять собой изолированную двухстороннюю дорогу с разметкой исключительно для передвижения на велосипеде. Для них иногда существуют отдельные светофоры и знаки.
Двухсторонняя велодорожка. Фото с сайта www.echo.msk.ru
Велодорожка в Дрездене. Фото с сайта www.de-online.ru
В велосипедной столице Амстердаме под эти цели выделаяют даже целые улицы. А в Барселоне устанавливают ограничители, чтобы никому из автомобилистов уж точно не пришло в голову заехать на территорию велосипедистов.
Велодорожки в Барселоне. Фото Ильи Варламова, zyalt.livejournal.com