В 1952 году, когда в Киеве только собирались запускать метрополитен, среди художников был объявлен конкурс на эскиз лучшего дизайна первых станций. И мастера своего дела старались вовсю – придумывали тематическое убранство, украшали еще несуществующие своды лепниной, а из вентиляционных решеток делали настоящее произведение искусства. Правда, все это только на бумаге.
По лучшим, доработанным эскизам, таки построили и "Крещатик", и "Университ", и "Политехнический институт". Но остальные, как оказались не пропали, а хранились в архивах. Их раздобыл столичный блоггер .
Еще больше эскизов станций киевской "подземки" вы найдете в нашей ГАЛЕРЕЕ.
Так могла выглядеть станция "Крещатик". Обратите внимание на свод станции: видимо, предполагалось, что он будет частично стеклянным с расположенными за ним лампами освещения Фото:
Гербы и этно-рисунки на колоннах - второй вариант оформления станции "Крещатик" Фото:
Возможный проект "Арсенальной". Пилоны должны были стать частью скульптурных композиций, изображающих свою обобщенную историю: рабочие, крестьяне, учителя, ученые Фото:
Возможный эскиз "Университета" Фото:
Эскиз под названием "Книга" относится к станции "Университет" Фото:
Здесь, как и на одном из эскизов "Крещатика", название станции читается на путевой стене (на момент строительства и проектирования станция имела название "Университетская") Фото:
Станция "Вокзальная". Этот эскиз стилистически перекликается с "Киевской-кольцевой" Московского метро. На вентиляционных решетках - металлические рельефы с изображениями достопримечательностей Киева и Украины Фото:
Этот эскиз также относят к станции "Вокзальная" (хотя иногда встречается привязка к "Университету") Фото:
Кстати, убранство этих станций киевского метро - не единственное, что осталось на уровне рисунков. Так, перед тем, как перенести столицу Украину в Киев, чуть ли не в каждом районе города собирались поставить по памятнику Владимиру Ленину. Однако, проекты так и остались только на бумаге.
На этом эскизе, кажется, Ленина хотят запустить в космос Фото: