Тротуары, покрытые снегом и льдом, - это не только неудобство, но и потенциальная опасность для горожан. Сделать их более удобными для перемещения при отрицательной температуре воздуха зимой могла бы программа по обустройству теплых тротуаров.
Зачем это нужно
Одна из проблем, с которой сталкиваются киевляне в процессе перемещения по городу зимой, - это неочищенные тротуары, засыпанные снегом, которые убираются нерегулярно. Зачастую после снегопадов можно увидеть такую картину: тротуар полностью покрылся толстым слоем снега, а посередине вытоптана маленькая тропинка, по которой медленно бредут прохожие. По такой тропке неудобно перемещаться даже здоровым людям, а для стариков это попросту мучение.
Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.
Еще более опасная ситуация, с которой киевляне часто сталкиваются, - это дождь, после которого температура сразу падает ниже нуля. Мокрые тротуары превращаются в каток. Получить травму при ходьбе по покрытой льдом поверхности могут даже очень осторожные люди.
Разумеется, эти вопросы должны решаться путем своевременной уборки снега, использования песка, соли для посыпки тротуаров. Однако не секрет, что снег убирается не везде должным образом. Напомним, недавно Vgorode писал, что зимой в Киеве во время снегопадов специальные инспекторы благоустройства контролируют, насколько быстро и качественно проходит очистка от снега всех городских территорий. Увидев нарушения, инспекторы могут составить административный протокол и выписать штраф в размере до 1700 гривен.
Если бы снег везде убирали вовремя, нужды в таких инспекторах бы не было и выписывать штрафы не пришлось бы. А уж тем более городские власти не призывали бы активных киевлян сообщать о неубранном снеге в Контактный центр города Киева "15-51".
Опыт зарубежных стран
Решить проблему снега и льда помогают тротуары с подогревом, или так называемые "теплые" тротуары. Эта технология широко распространена в холодных северных странах.
Больше всего повезло Исландии, где на подогрев тротуаров не нужно тратить много денег, потому что этот остров - неисчерпаемый источник горячей воды, она бьет там из термальных источников. Остается провести ее по трубам до городских улиц, и проблема снега и гололеда решена. Благодаря этому в городах этой страны безопасных зимой тротуаров много.
В других государствах с холодным климатом тротуары греют горячей водой. Вода в трубы под тротуаром может поступать разными способами - непосредственно из теплосети, либо из системы отопления отдельных зданий. Есть также технология обогрева тротуаров горячим воздухом.
Еще один способ - обогрев электричеством. Такие технологии встречаются в Финляндии, Норвегии, а также в Северной Америке (США, Канада) и Японии.
Первые теплые тротуары в Украине
Опыт создания теплых тротуаров имеется и в Украине. В Киеве зимой 2019-2020 годов такой экспериментальный тротуар появился в Соломенском районе, в проезде между домами, находящимися на улицах Ивана Пулюя и Кадетский Гай. Этот участок был выбран из-за того, что тротуар идет под сильным углом, что в условиях гололеда особо опасно.
Сначала с тротуара полностью сняли старое покрытие, его раскопали, чтобы произвести монтаж системы подогрева. Во время реконструкции выглядел он вот так:
В процессе реконструкции обновленный тротуар вымостили плиткой и установили антипарковочные столбики. Гуляя по нему в теплое время года, догадаться о том, что это теплый тротуар, невозможно. Однако зимой, после снегопада, это сразу видно - здесь чисто и безопасно:
Еще раньше, в 2011 году, теплый тротуар обустроили в Тернополе, между универмагом и улицей Князя Острожского. По данным местной статистики, именно на этом участке было зафиксировано больше всего травм у пешеходов, что и послужило причиной выбора этой локации.
Стоимость таких тротуаров, конечно, высока, однако город и его жители выигрывают сразу в нескольких аспектах. Во-первых, улицы становятся безопасными, это повышает уровень комфорта городской среды. Во-вторых, на теплых тротуарах круглогодично можно пользоваться без всяких проблем велосипедами, по ним облегчается передвижение маломобильных групп граждан, лиц с ограниченными возможностями.
В-третьих, обустройство тротуара с подогревом позволяет сэкономить на уборке снега, использовании песка и реагентов, а снегоуборочная техника может в это время работать на других улицах. В-четвертых, ввиду того, что на таких тротуарах не происходит частых смен температур, с переходом от минусовой к плюсовой и обратно, плитка меньше изнашивается и становится более долговечной.