Чтобы люди не получали травмы при ходьбе зимой по обледенелым скользким тротуарам, а машины на проезжей части не создавали аварийные ситуации, у нас посыпают улицы химическими реагентами, солью или песком. Однако в ряде стран Европы используется более экологичный материал - гранитная крошка.
Vgorode расскажет подробнее об этом методе и о том, почему киевским властям стоит взять его на заметку.
Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.
Чем посыпают улицы в Киеве
Традиционно уже много десятилетий "Киевавтодор" использует каждую зиму для посыпания улиц десятки тысяч тонн песка и соли. Используются как соль и песок по отдельности, так и песчано-соляные смеси. Для борьбы с гололедом на дороги высыпают также химические реагенты.
[read_more_vg id="1194247"]
Вред традиционных средств борьбы с гололедом
Когда люди возвращаются домой после прогулки по заснеженным улицам, они замечают, что на их обуви появились белые разводы. Так проступает соль, которой посыпают проезжую часть и тротуары. Соль не только ухудшает внешний вид обуви, но и портит ее, особенно кожаную и замшевую.
Также постоянное воздействие соли негативно влияет на техническое состояние автомобилей, оно увеличивает ржавчину, если она уже имеется на машине.
Попадание большого количества соли в почву и грунтовые воды портит экологию. Особенно сильно это сказывается на деревьях, растущих у обочин дорог, там соли скапливается больше всего. Регулярное посыпание солью плитки на тротуарах вызывает в последней образование трещин.
Последствия посыпания улиц песком наиболее ярко проявляются весной, когда снег окончательно сходит. Ветер поднимает в воздух песок и разносит его по всему городу. Из-за этого не только улицы, но и фасады домов становятся грязными. Мелкие частички песка попадают и в квартиры через открытые окна и оседают на мебели.
Но наиболее сильно страдают от него автомобилисты - грязные машины являются неизменным атрибутом зимних улиц Киева. Конечно, неприглядный вид зимнего автотранспорта вызван еще и парковкой на открытом грунте, но об этой проблеме мы поговорим позже.
Антигололедные реагенты еще более опасны. От них не только портится обувь, ржавеют автомобили, они оказывают негативное влияние на здоровье домашних животных, в первую очередь - собак. Соприкосновение лап животных с этими веществами может вызывать ожоги, аллергические реакции. Испарение жидких хлоридов также может вызвать у собак респираторные заболевания.
Когда снег тает, химические реагенты попадают в реки, из которых потом берется вода для водопровода. Таким образом они попадают и в организм людей, что может негативно сказаться на здоровье.
Европейский опыт
Посыпать улицы и тротуары вместо соли и песка гранитной крошкой научились в странах Северной Европы. Крошка противодействует скольжению даже лучше, чем соль или песок, при этом автомобили и обувь пешеходов остаются чистыми.
Хотя стоит гранитная крошка дороже, ее можно использовать много лет. Для этого нужно весной тщательно собирать ее с дорог и тротуаров, промыть, переместить в спецхранилище, а в следующем зимнем сезоне снова использовать.
В процессе весенней уборки улиц крошки смачивают водой, чтобы избавить от накопившейся пыли, и только потом собирают.
Гранитная крошка не портит обувь, не приводит к засаливанию почвы, не влияет негативно на здоровье домашних животных, не ухудшает качество воды.
Ввиду того, что каменная крошка очень эффективно препятствует скольжению колес на дороге, в финских городах ее рассыпают на аварийно-опасных местах - на подъемах, перекрестках, на въездах на мосты. Во дворах жилых домов каменная крошка хранится в специальных ящиках, чтобы всегда можно было оперативно просыпать скользкий участок тротуара.
В качестве альтернативы гранитной крошке также используется мраморная.
Какие есть подводные камни
Если для тротуаров использование крошки является однозначно положительным, то рассыпать ее на проезжей части порой опасно тем, что мелкие камешки могут взлетать в воздух из-под колес и повредить лобовое стекло автомобиля, едущего сзади. Поэтому каменную крошку используют на улицах со значительными ограничениями скорости, где все автомобили ездят медленно.
Еще один минус - камешки попадают в систему канализационных коллекторов и могут их засорить. Поэтому просто взять и закупить каменную крошку и начать ею посылать улицы в произвольном месте нельзя. Требуется заранее провести спецподготовку.
Например, в Финляндии в коллекторах устанавливают специальное сито, через которое свободно проходит вода, а камешки остаются. Весной собранная каменная крошка изымается из сети коллекторов и отвозится на склад.
Для промывки гранитной крошки, сбора ее с улиц весной требуется специальная техника, что влечет за собой увеличение бюджетных расходов, особенно в начальный период использования такого метода борьбы с гололедом. Однако возможность использования одной и той же крошки много лет, а также чистые улицы и тротуары, высокий уровень экологических стандартов перевешивают издержки этого метода.
К тому же карьеры по добыче гранита имеются в расположенной недалеко от Киева Житомирской области, откуда привезти этот камень в столицу можно быстро и дешево.