Р.О.М.А.Н.Т.И.К.А

Афиша - Концерты - Р.О.М.А.Н.Т.И.К.А

Франц Шуберт. Симфония си минор, D 759 "Неоконченная" Антон Брукнер. Симфония ми-бемоль мажор, WAB 104 "Романтическая" (редакция 1878/1880, издательство Леопольда Новака) В наше время в почтенном обществе произносить вслух слово "романтика" почти неприлично. Романтика совершенно потеряла смысл, который в нее 224 года назад вложили братья Шлегели, Людвиг Тик и Новалис. С серьезной литературы она эмигрировала в мобильные приложения для быстрых знакомств. Мы даже до конца не уверены, не попало это слово в фильтр непристойностей, которым не место в сети, а потому отделили в названии концерта все буквы точками, сделав его невидимым для поисковых алгоритмов. Эту преамбулу можете считать примером романтической иронии или лезвием Оккама. Дальше - все серьезно. В одном концерте мы столкнули две известные симфонии эпохи романтизма - неестественно короткую и очень длинную. Столкнули песню и церковный хорал, начало романтизма и конец Третьего Рейха.

Так, накануне исполнения брукнеровской Четвёртой 12 апреля 1945 рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер заявил своим друзьям: "Когда услышите "Романтическую симфонию" Брукнера, знайте, что нам пришел конец". Четвёртая Брукнера имела непростую историю с самого начала. 70 минут возвышенной немецкой музыки — это даже для долгой и преемственной немецкой традиции много. Брукнер пытался переписать ее много раз. Точнее - семь. С 1874 по 1888-й он в среднем каждые два года предлагал новую версию опуса, создав из редакций целую проблему для исследователей - её так и назвали, "Проблемой Брукнера". Вот вам и симфония с банальным названием "романтическая". Для первой части Брукнер даже расписал каркас сюжета: "Средневековый город - утренние сумерки - с городской башни раздаются звуки горна, призывающие к утреннему пробуждению - городские ворота распахиваются - рыцари на гордых конях выезжают на место - и вот чудеса леса охватывают их - лесные шумы, пение птиц - и так развертывается дальше романтическая картина". Правда позже композитор на вопросы по программе односложно отвечал: "Забыл". Франц Шуберт "забыл" о другом - дописать половину симфонии. Симфонию в двух частях назвали "Неоконченную" и много раз пытались "дописать", в том числе и силами искусственного интеллекта. Тем не менее, сегодня Симфония си минор большинством исследователей считается завершенной, хотя и двухчастной. Другой повод для споров - это её номер. Симфонию си минор, D 759, долгое время считали Восьмой. Впрочем, по новому полным собранием произведений Шуберта она Седьмая. "Неоконченная" симфония Шуберта считается одной из самых поэтичных за всю историю этого жанра. "Искусство является не изображением реальной действительности, а поиском идеальной правды", - позже сформулировала сущность романтизма первая феминистка и любовница Шопена Жорж Санд. Если вы согласны с ней, вы - романтик, идеалист, художник, или обычный гений. Если нет - "просто хороший человек". Именно так двести лет назад разделил общество немецкий романтик Эрнест Теодор Амадей Гофман.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях