Начало эволюции маршрутки
Первые маршрутки, если не считать периодического опыта времен СССР, пришли в Киев в 1997-м, во время экономического кризиса и упадка муниципальных автопарков. Этому предшествовало появление коммерческих автобусов, дублировавших городские маршруты, но без предоставления льгот. Автопарки использовали фактически любой, без разбору, подвижной состав, который еще оставался на ходу – часто это были морально устаревшие и не предназначенные для города "ПАЗики" и междугородние "Икарусы" с узким проходом и только одной автоматической дверью.
"ПАЗ"-"мыльница". Уже раритет, но еще недавно - рабочая лошадь. Фото: Гербрандт, fotobus.msk.ru |
Еще один, более новый, но тоже архаичный "ПАЗ". Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
"Классическими" маршрутками, заполнившими улицы города, стали "Газели" и "Мерседесы" - маловместительные, не предназначенные для езды стоя, с низкими, открывающимися вручную, дверями. Впрочем, помимо 13 – 20 сидячих пассажиров, подобная "шайтан-телега" умещала еще с десяток, а то и больше изогнувшихся в три погибели, опаздывающих на работу стоячих людей. Часто владельцы маршруток уплотняли ряды сидений и освобождали от кресел переднюю площадку в "Мерседесе" для большей вместимости.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Где живут поезда Киевского метро. Экскурсия по депо
"Исконный" вариант пассажирской "Газели". Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
"Классическая" маршрутка - Mercedes T1. Фото: ariss_ka, fotobus.msk.ru Фото: http://fotobus.msk.ru |
Генная модификация "Газели". Фото Santehnik, fotobus.msk.ru |
Вместе с переделанными из грузовых микроавтобусов "Мерседесами" на улицы выходили и другие "иностранцы", такие, как IVECO. И те, и другие эксплуатируются на некоторых маршрутах по сей день.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Через 20 лет на "красной" ветке метро будут ходить такие же поезда
IVECO. Фото: Eugen, fotobus.msk.ru |
Более комфортный вариант маршрутки - Mercedes Sprinter. Фото: maxiWELL, fotobus.msk.ru |
В 2000-х самой распространенной маршруткой в Киеве стал "Богдан": сначала "А091", позже – немного отличающийся внешне "А092". Оба автобуса, построенные на базе японского грузовика ISUZU, имеют 21 пассажирское кресло и места для стоячих пассажиров, чем скорее вписываются в категорию "автобус средней вместимости", однако, по привычке, называются маршрутками. Как и похожий, но значительно менее распространенный в столице "БАЗ Эталон".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как изменить маршрут киевского автобуса или троллейбуса для своего удобства
Самая популярная в Киеве маршрутка - "Богдан А091". Фото Technicman, fotobus.msk.ru |
...и его младший брат "А092". Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
"БАЗ" с очень самонадеянным названием "Эталон". Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
Еще меньше подходят под характеристики маршрутки приходящие на смену "А091" и "А092" "Богданы" большой вместимости – фактически полноценные городские автобусы, имеющие, впрочем, такой же непритязательный дизайн, аскетизм внутренней отделки и шум в салоне. Куда комфортнее для пассажира - работающие на коммерческих маршрутах низкопольные белорусские "МАЗы". Они используются автопарками "Киевпасстранса" как на муниципальных маршрутах, так и для коммерческих рейсов.
"Повзрослевший" "Богдан А144.5". Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
"МАЗ" большой вместимости. Фото tavalex2007, fotobus.msk.ru |
Так, все, что работает без предоставления льгот, в Киеве по инерции называется маршрутками. Совсем недавно в городе отстранили от перевозок "Икарусы" - междугородние модификации 250-й серии, с откидными спинками кресел и узким проходом. Последним маршрутом, использовавшим "Икарус-250" внутри города, был 220-й, от Позняков до Музея авиации за Севастопольской площадью. Среди "Богданов" эти громадины, 10-15 лет назад считавшиеся шиком на междугородних линиях, смотрелись как городские фрики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве открыли "заправку" для электрокаров
Легендарный красный "Икарус-250.59". Фото Гербрандт, fotobus.msk.ru |
Кроме того, множество менее загруженных маршрутов обслуживают всевозможные модификации микроавтобуса "Рута" с легко узнаваемым передком "Газели". Вариантов этого, откровенно нелюбимого как водителями, так и пассажирами, но относительно дешевого бусика – великое множество, но все одинаково удивляют "самодельным" дизайном.
"Рута". "Тысячи их!" Фото maxiWELL, fotobus.msk.ru |
"Рута". "Тысячи их!". Фото ariss_ka, fotobus.msk.ru |
Альтернативу "Рутам" среди микроавтобусов составляет "БАЗ Дельфин", рассчитанный на 14 сидячих пассажиров и примерно стольких же стоячих, если хорошо потесниться.
"БАЗ Дельфин" "плывет" по Печерску. Фото: Eugen, fotobus.msk.ru |
Кроме распространенных "Рут" и "Богданов", в Киеве то тут, то там можно заметить еще несколько "витворів мистецтва" отечественных и азиатских производителей: IVAN, YouYi и др. Принципиальной разницы между ними для пассажира нет.
Автобус с почти русским именем I-VAN. Фото: ValerG781, fotobus.msk.ru |
YouYi - типичный бюджетный "азиат" на улице Киева. Фото: Eugen, fotobus.msk.ru |
Так, в течение 15-16 лет существования маршруток "новой волны", они проходят тот же эволюционный путь, который довелось миновать ныне развитым транспортным системам: от хаоса к системе. Предприятия, обслуживающие городские маршруты, добровольно либо вынужденно, пусть и очень медленно, переходят от "азиатщины" к низкопольным брендовым автобусам, которые и должны перевозить жителей цивилизованного города. Маршрутки уже не останавливаются, как прежде, у каждого столба на крик или по нажатию кнопки, но по-прежнему называются маршрутками. Пассажиры и водители легковушек называют их одним из главных зол на дороге, но для многих киевлян это транспортное средство пока незаменимо.