Олесь Яремович Гоян – доктор наук, журналист, зав кафедры Телевидения и Радиовещания в Институте Журналистики КНУ им. Т. Шевченко. Работал в должности редактора Главной редакции радиовещания для молодежи Гостелерадио Украины а также координатором радио-проектов общественной организации Интерньюс-Украина. Автор несколько учебников, научных статей и публикаций на тему "Теория радиожурналистики"
- Олесь Яремович, как вы считаете, журналистике можно "научить", или же это исключительно практическая профессия, и навыки можно приобрести только во время работы в СМИ?
- В советском фильме "Служебный Роман" одна из героинь говорила: "Можно и зайца научить курить". На мой взгляд, базовое "вузовское" образование нужно каждому журналисту. Это фундамент, на котором должно строить себя как профессионала. Но все таки, я не рекомендую зарываться в книги, и заниматься одной теорией. На практике можно узнать те нюансы профессии о которых не расскажет не один преподаватель.
- В нашу эру почти каждый может быть средством массовой информации. Как вы относитесь к тому, что любой у кого есть телефон с камерой и выход в интернет может освящать события, делится своими мыслями, исполнять функцию журналиста?
- Социальные сети помогают людям общаться, делится информацией – это отлично. Но это не журналистика. Это очень хорошо что в наше время информация распространяется за секунды, но со скоростью теряется и ответственность. Любое СМИ должно отвечать, за тот контент, который оно предоставляет своей аудитории. В случаи с болгерами, это невозможно проконтролировать. Любой человек, которого читают или смотрят в интернете, должен помнить – в руках у него мощнейший инструмент, и стоит с осторожно относится к его силе. Я поздравляю всех своих коллег с профессиональным праздником, и прошу их помнить об ответственности, которую они несут перед обществом.
Журналистика, это не так весело, как кажется
Леонид Швец, профессиональный журналист, работал в газетах экс-зам главного редактора "Газеты 24" и "Газеты по-киевски", сейчас - фрилансер:
Как бывший профессиональный журналист и редактор, а нынче фрилансер, я бы пожелал всем, кто хочет быть профессиональным журналистом, профессиональными журналистами не становиться. Начнем с того, что это не так весело, как кажется. Я как-то разговаривал с военным летчиком. "Ну как, - говорю, - ощущение полета? Красотища же!" Он посмотрел на меня с сожалением: "Полет – это когда ты можешь лететь куда хочешь и как хочешь. А тут полетное задание, и не дай тебе бог от него отклониться – накажут". Профессиональный журналист всегда работает в рамках редакционного задания, другой работы от него не ждут, не хотят и не примут. И не всегда редакционное задание захватывающе интересно.
Но поработать в редакции, чтобы набить руку и почувствовать журналистское ремесло изнутри, - полезно. Некоторые и в рутине находят удовольствие. Если же хотите, чтобы было всегда интересно - пишите, уйдя спустя какое-то время за рамки редакционного штата. Пишите в социальных сетях: ваши труды, если они будут удачными, обязательно заметят и предложат сотрудничество, потому что хорошие перья – огромная редкость. Но сразу предупреждаю: даже стабильный фрилансерский заработок вас не прокормит. Деньги ищите где-то еще.
И никогда, ни при каких обстоятельствах не поступайте на журфаки, только время зря потеряете, которое можно было бы использовать, например, на изучение еще одного языка. Важное примечание: тележурналистики все вышеизложенное, пожалуй, не касается.
Руки, крылья... Главное - это хорошие перья! Фото из архива Леонида Швеца, он же на фото по центру.
"Журналисты учатся всему друг у друга, а не у преподавателей"
Ярослава Артюшенко, выпускающий редактор "Подробностей недели" на Интере, выпускница факультета Журналистики (ФСЗМК), Днепропетровского Национального университета:
Из предметов, которые преподают на журфаках – важно иметь представление об истории журналистики (как и вообще – об истории) – это здорово отрезвляет, когда понимаешь что не ты Америку открыл, и одна заметка одного единственного автора не способна изменить мир коренным образом. Только, если вы с этим согласны – стоит двигаться дальше. Чтоб стать журналистом, лучше всего учиться не на журналиста, я это серьезно сейчас. Из врача или физика может получиться отличный журналист, а вот наоборот – вряд ли.
Принято посмеиваться над "парфеновщиной" в телевизоре – когда сотни журналистов ведут себя кадре, как Леонид Парфенов. Но на самом деле образец для подражания – это не плохо, особенно, если образец отличный. (И, кстати, Парфенов делает сейчас программу на интернет-канал "Дождь" - тому, кто собирается в телик, лучше раз увидеть, чем сто лекций слушать. Как, например, стоит читать Дмитрия Быкова, Александра Баунова или Дмитрия Губина – тому, кто сам собирается классно писать.)
Вообще, журналисты учатся всему друг у друга, а не у преподавателей. Ваш первый (возможно, не очень трезвый и адекватный) редактор в газете "Тексты И Фотографии" научит большему, чем 5 лет теории. В этом смысле мы совершенно как сантехники.
Многие в нашей профессии хотят писать сразу колонки, - такие, чтобы с крупной фамилией и концептуальной фотографией автора, в духе "я умный и привлекательный одновременно". Но на самом деле правильного журналиста делают не колонки, а заметки и репортажи. Собрать несколько точек зрения и с трудом добытых фактов под одним заголовком "Почему проравло трубы на улице Н." – это и сложнее, и круче, чем выдать очередное "доколе" и завершить "будем же надеяться". Почему так много колонок и так мало репортажей вокруг – да вот поэтому. Приличный журналист не напишет колонку, не заслужив это право минимум, 10-ю репортажами.
Еще нужно научиться жить с постоянным инфошумом в голове – информации сейчас много, со всех сторон и самой разной. Тут весь фокус в том, чтобы научиться отличать главное от неглавного. Разглядеть в коротком сообщении будущий скандал и не повестись на шумную провокацию. Эту задачу каждый день решают для себя выпуски новостей, посочувствуйте этим мужественным людям.)
А еще придется отучиться делить мир на черное и белое. Действительность состоит из оттенков, и если есть малейшие подозрения на собственный дальтонизм в этом плане– лучше браться за менее пеструю профессию.
Ярослава Артюшенко показывает, как не нужно делить мир на черное и белое.
Студент журфака: "телевизор я не смотрю, газет не читаю".
Владимир Масловский, студент 6 курса Институт журналистики , "без пяти минут" магистр, отвлекается от написания диплома, отвечая на наши вопросы. Проходил практику на ICTVи УТР:
- Вова, на твой студенческий взгляд стоит учится журналистике, или нужна исключительно практика?
- У нас в институте есть некоторое количество полезных пар, правда не много. В основном, большинство предметов это лишняя информация и тонны исписанной бумаги. В любой профессии необходима практика. К сожалению у нас в институте ее очень мало. Есть несколько творческих мастерских, но они факультативны, и проходят, как правило, в пятницу вечером. Ходят на них, естественно, единицы. Скажу честно, когда попал на первую практику, находился в прострации - разрыв между теоретическими знаниями которые нам дают в альма-матер и практикой колоссальный. В общем приходится учить все по новой, а то и переучиваться.
- А что ты думаешь по поводу болгинга, социальных сетей, - одним словом всех новых средств массовой информации?
- Я молодой человек – интернет для меня, как воздух. Признаюсь честно. Телевизор я не смотрю уже несколько лет. Газет, кстати, тоже не читаю. Всю информацию я черпаю из сети. Ведь это намного удобней, стоя в пробке, полистать твиттер, посмотреть фейсбук – на сегодняшний момент я узнаю о событиях в мире быстрее большинства телеканалов и тем более газет. В наше время главное – поспеть за темпом жизни. И у меня как у современного человека, нету времени, листать газеты и переключать каналы. Своим будущим коллегам желаю не быть ретроградами и идти в ногу со временем.