Фото: www.thinkstockphotos.com
Я люблю свою работу за хороший доход и за стабильность. Ведь с тех пор, как люди стали носить обувь, существует потребность в ее ремонте. Так было и будет, соответственно и деньги всегда будут.
Фото Vgorode.
О клиентах, заработках и крутом повороте в жизни
Сегодняшний день я бы не назвал удачным. Дождь идет – люди спешат домой. Когда дождя нет, люди спешат ко мне, потому что завтра может пойти дождь, а обувь у них так и стоит с прошлого года в шкафу с неподклеенными носами, слетевшими набойками и сломанными замками.
В основном люди заглядывают в мастерскую после работы. С утра клиентов мало, но работы хватает. Осенью и зимой, конечно, лучше зарабатываю: чем больше люди одевают на себя, тем больше у них что-то ломается. Мне нравится благодарность клиентов, люблю, когда говорят: "Спасибо! В следующий раз придем только к вам!". Вообще есть много постоянных клиентов.
Работаю с 9.00 до 21.00 без обеденных перерывов и выходных. Обедать приходится на ходу. Ограничений по заказам никогда для себя не ставил – нет пределов совершенству. Зарабатываю хорошо, поэтому сумму не скажу. Заработок делим на двоих с напарником. Есть у нас и помощник, который всегда купит нужный инструмент, материал или баночку энергетика.
Мастерскую по ремонту обуви мы открыли полгода назад, причем это уже вторая. До этого 20 лет был таксистом, но вдруг захотелось вкрутую поменять жизнь, поэтому я вылез из-за руля и стал учиться сапожному мастерству. Учился полгода. Зато теперь я – совершенно другой специалист, и мне это нравится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения космонавта Каденюка: о полете на Марс, космическом туризме и угрозе из космоса
О странных заказах и особенностях менталитета
Заказы бывают самые разные. Я ведь кроме обуви еще и часы ремонтирую, случалось даже пару зонтиков вернуть к жизни. Также изготовляем ключи.
В наше время я уже не удивляюсь никому и ничему. В частности, не удивился, когда пришел парень с просьбой подклеить ему вот такой кроссовок.
Фото Vgorode.
Он искренне верит, что обувь в таком состоянии поддается ремонту и пригодна для дальнейшей носки. Не удивился я и шестидесятилетнему мужчине, который сдал в ремонт обувь с просьбой просто подклеить, потому что денег на новую нет. При этом он заплатил 30 грн за ремонт, хотя мог купить клей за 5 грн и подклеить самостоятельно. Парадокс.
Бывают, конечно, и недовольные клиенты с претензиями в стиле "Все не так сделано! Это неправильно!". Хотя я приложил все усилия, чтобы сделать наилучшим образом, дико уставая. Находятся советчики, которые рассказывают, что они бы сделали по-своему. Так зачем отдавать обувь в ремонт, если вы знаете, как лучше сделать? Я просто молчу в таких случаях – какой смысл спорить с человеком, который всегда и везде знает, "как лучше"? Думаю, это особенности нашего менталитета.
О сумках за 1000 гривен и made in China
Ремесло наше полезно для людей. Популяризовать тут нечего: мастеров много, заработка много, все мои знакомые сапожники в возрасте имеют и квартиры, и автомобили, поэтому о престиже речь не идет. Свято место пусто не бывает.
Работы не боюсь, поэтому удовольствие приносит любой вид деятельности. Руки у меня все-таки на месте, как у любого нормального мужчины.
Бывает, что не хватает инструментов или материалов, но достать можно все, да и помощник под рукой. В любой момент побежит в магазин и купит необходимое.
На улице на обувь не смотрю, и, слава Богу, она мне не снится. А вот на работе могу порассматривать туфли, сравнить марки, качество. Например, на этой написано "made in China", так что ей, к сожалению, недолго осталось жить, а вон та сумка стоит 1000 долларов, а ремонт ее – 500 грн. Разница ощутима. Cтанок у меня тоже китайский, но работает хорошо, не жалуюсь.
Фото Vgorode.
"Какая жизнь, такая и машина"
Не считаю, что стиль обуви как-то характеризует человека. Кто на что смог заработать, то и носит. Как автомобилист, скажу: "Какая жизнь, такая и машина". Но бывает, что с виду приличный, солидный человек ходит в потертой, порванной обуви. Опять же, давно ничему не удивляюсь.
О поговорке "Сапожник без сапог" думаю часто. Раньше, во время работы таксистом, я как-то не обращал внимания на свою обувь, а теперь стараюсь следить: вовремя подклеить, подшить, поменять замок. Ведь моя обувь – это моя визитка, как прическа у парикмахера.
Когда случаются паузы в работе, слушаю радио. Любимые станции – "Шарманка" и "Люкс FM". Читать люблю… смс-сообщения. Раньше и книги читал, но все в жизни меняется, интересы – тоже.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского машиниста метро: про девушек, диггеров и самые нелепые слухи о метро
"Водить автомобиль мне больше нравилось..."
Я чувствую себя на своем месте в данный период жизни. Но не думаю, что окончательно нашел себя. Ремонт обуви не назвал бы своим призванием. Водить автомобиль мне больше нравилось – за час можно было узнать и увидеть намного больше, чем в мастерской. Но возвращаться к вождению не собираюсь, ведь сейчас у меня есть стабильность, это главное. А на авто – сегодня есть работа, три дня – нет. Да и откуда ей появиться, если каждый второй – таксист? У тебя есть машина – и ты уже таксист.
Память о бывшем ремесле за баранкой - у мастера на стенах. Фото Vgorode.
Детей учить ремеслу не буду, потому что у меня две дочери. Девушка-сапожник? Нет уж, разве что шить научу. О внуках еще не задумывался – рановато, мне ведь всего лишь 39.
О конкуренции с Андреем Шевченко и планах на будущее
В будущем мечтаю развить шубный бизнес. Поставки будут из Греции, ведь греческие шубы славятся качеством. Точку открою недалеко от мастерской, буду рекламировать. Надеюсь на успех.
А в детстве я мечтал стать футболистом. Играл в Виннице за сборную молодежного Динамо. Я прошел отбор в лигу, но родители не отпустили - не считали серьезной профессией. Хотя с Андреем Шевченко мы одногодки, а я не хуже его играю. Так что все могло бы быть совсем по-другому…
Больше откровений профи читайте в одноименной рубрике Vgorode.