Фото автора.
Для экскурсии была выбрана новенькая станция "Ипподром", которая открылась ровно год назад. В память о Евро-2012 на станции зачем-то до сих пор символично стоит мяч на подставке и висит тематический плакат.
На примере новейших турникетов всем желающим рассказали о механизме пропуска пассажиров и учете жетонов. Хочется верить, что на других станциях все устроено столь же безукоризненно.
Пассажиропоток на "Ипподроме" явно небольшой, а работники милиции - веселые. Фото автора.
Как контролируется оборот и что бросают вместо настоящих жетонов хулиганы
Когда вы опускаете жетон в приемник, он сканируется, причем не в одной, а в нескольких точках, чтобы гарантированно определить, действительно ли пассажир бросил нормальный жетон.
Вместо жетонов любители развлечься бросают пуговицы такого же цвета, куски пластмассы, разломанные пополам и склеенные заново жетоны.
Если все в порядке, жетон падает в бункер-накопитель. В каждом автомате есть фискальный счетчик, который обслуживается не работниками метрополитена, а его технической поддержкой. Счетчик опломбирован и, как уверяют работники метрополитена, выключить его самостоятельно нереально.
-Никому даже не приходит это в голову, потому что в этом случае будет большой скандал и проблемы с налоговой, - объясняют они.
Тот самый фискальный счетчик. Опломбированный. Фото автора.
Оборот жетонов контролируется сразу тремя способами. Для учета количества выгруженных из турникета жетонов сверяются цифры сразу из трех источников: те, которые фиксируются счетчиком в турникете, те, что записаны в книге учета кассирами и те, которые через жетоноприемник прошли в центр управления расчетами. Все три цифры должны совпадать.
Махинации с возвратом жетонов провернуть тоже сложно: каждый случай возврата фиксируется в специальной книге, а потом, при необходимости, сверяется с данными с веб-камеры. Несколько камер установлены на каждой станции возле касс и турникетов.
"Внутренности" автомата. Фото автора.
Но, видимо, все-таки есть основания, чтобы усиливать контроль: скоро во все турникеты вмонтируют модемы. Они будут передавать данные об обороте жетонов напрямую в налоговую.
О слухах и сколько жетонов находится в постоянном обороте
Через один автомат проходит до 5 тысяч жетонов за один цикл работы. После этого жетоны выгружаются и подсчитываются. Всего для нормальной работы метрополитена требуется примерно два миллиона жетонов в постоянном обороте. Если не хватает на одной станции, их могут перевезти с другой, где они в избытке. В крайнем случае их можно забрать из турникета и снова пустить в оборот, говорят сотрудники метро. Поэтому случаи с закрытием станции из-за нехватки жетонов – всего лишь слухи, такого быть не может.
Так выгружают жетоны. Фото автора.
А так они подсчитываются. Фото автора.
Как турникеты различают студентов и льготников
Количество проходов по жетонам, проездным и студенческим суммируется с проходами по карточке киевлянина. Чтобы вести учет использования последней, в турникете есть специальный механизм. Если пассажир прикладывает к терминалу проездной или бросает жетон, на "светофорчике" загорается зеленая лампочка. Если студенческий – желтая лампочка, а если льготная карточка киевлянина – горит красный огонек.
- Так контролируются льготники, чтобы они не злоупотребляли льготным проездом, - сказала экскурсовод.
Турникеты проверяют профилактически раз в месяц и более фундаментально – раз в год. Все турникеты внутри устроены одинаково: те же счетчики, электронная защита и механизм работы. Отличается только корпус и устройства блокирования пассажиров – створки или штанги.
Самым старым турникетам в Киеве - 40 лет, они 1973 года производства. Если введут единый электронный билет, автоматы придется дорабатывать: сейчас они не предназначены для такого вида проездного. Как именно их будут дорабатывать и в какие сроки – еще не знают.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как это устроено: рассматриваем кофейный автомат изнутри и выясняем насчет вредности "автоматного" кофе