Дмитрий поделился секретами работы кассира. Фото автора
ЗА КУЛИСАМИ БИЛЕТНОЙ КАССЫ
Даже самое раннее июльское утро близ станции метро "Вокзальная" напоминает полуденную городскую кутерьму. Отовсюду в столицу прибывают пассажиры. Кто из пригорода – на работу, кто из далеких краев – в командировку, к родственникам, на прогулку по Матери городов русских. Оживление заметно и в здании вокзала, у билетных касс. В одной очереди не более десяти человек, но вереницы людей тянутся к каждой из пятидесяти трех (в час пик – 57) симпатичных девушек в окнах касс Центрального и Южного вокзалов. Сегодня я гордо обхожу эти очереди и захожу в двери служебного входа, что на первом пути Центрального вокзала. И оказываюсь в царстве очаровательных дам, где никакие окна нас не разделяют. Строгая охрана не препятствует ходу незнакомца, ибо нынче высшее руководство Юго-Западной железной дороге позволило мне посидеть в комнате билетного кассира, где я могу наблюдать его работу из-за кулис, в самой "кухне".
Длинный коридор соединяет одну комнату кассы с другой. Напротив ряда одинаковых дверей одна – самая важная – ведущая в кабинет заведующего кассами. К слову, в дни, когда злоумышленники звонят по телефону и сообщают о том, что вокзал якобы заминирован, заведующая остается на месте и не участвует в общей эвакуации. Охраняется "золото партии"…
КАК БОГИНЯМ УДЕРЖАТЬСЯ НА ОЛИМПЕ?
Слыша мои шаги за спиной, девушки, занимающие свои рабочие места, добродушно здороваются с гостем. Это немудрено! Главное требование к здешним сотрудникам – любезность к клиентам и сослуживцам. И если улыбнуться практиканту-мужчине любой даме – пустяк, то в исключительно женском коллективе кассиров, учтивость и сговорчивость даются тяжелее. Что поделать – девушкам надо терпеть каждодневное скопление вокруг себя юбок. Иначе скоро расстанешься со своим застекольным "олимпом".
А пассажиры и впрямь глядят на женщин в железнодорожной форме как на богинь, ведь все надежды на счастливый отпуск сейчас в их руках. И клиентов надо терпеть, кто-то рассеян, а кто-то хамоват…
– Добрый день, девушка! – к моему инструктору, ветерану билетных касс станции Киев-Пассажирский Татьяне Николаевне Дрогицкой обращается пассажир.
– Здравствуйте, – приветливо отвечает железнодорожница
"Хм, – думаю я, – здороваться с людьми: что может быть проще!". "Здрасьте всем" - вот и все дела… Но я глубоко заблуждаюсь.
Татьяна Дрогицкая – ветеран билетных касс Центрального вокзала. Фото: Дмитрий Белов
КОГДА БИЛЕТЫ МЕТУТ СО СКОРОСТЬЮ ЗВУКА
– Мне нужны на завтрашнее число два билета в поезд номер сорок Киев-Севастополь, желательно нижние места – мы едем с маленьким ребенком.
– Есть только боковушки, – отвечает Татьяна Николаевна, взглянув в монитор компьютера.
– А купейных мест ни одного не осталось?
– Есть, но в разных вагонах.
– Тогда минутку, я позвоню жене.
Пассажир прикладывает к уху трубку мобильного телефона.
– Погодите-погодите! – радостно объявляет ему кассир. – Только что дали дополнительный вагон. Вам два нижних? В начале вагона устроит?
– Вопрос уже решен, дорогая, – завершает еще и не начатый телефонный разговор наш клиент.
– Да, нас устроят любые нижние места, можно и в начале вагона, а что – посередине уже не осталось?
– Молодой человек! Их разметают со скоростью звука, - глядя в монитор, говорит наша героиня. – Определяйтесь, пожалуйста, скорее!
– Тогда давайте в начале вагона…
– Эх! Долго мы с вами рассуждали, - вздыхает Татьяна Николаевна. – Пока разговаривали, никаких уже мест не осталось…
– Тогда давайте посмотрим на послезавтра.
– На послезавтра есть, но только купе, и 28-й поезд – устроит?
– Ну, давайте, только уж поскорей! – улыбается мужчина.
Этот молодой человек – самый удачный дебют в моем наблюдении за работой кассира. Случаются люди раздраженные, нетерпеливые, с требованиями из нескольких пунктов. Иной раз пассажирам подавай и проводницу помоложе и покрасивее, молчу уже о кондиционере и современных окнах.
"СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРЕВЕЗТИ ПОПУГАЯ?"
Как бы там ни было, продать билет на поезд или сообщить об отсутствии мест пассажиру или целой группе – дело, к которому можно быстро привыкнуть и которому быстро обучаются. А вот столкнуться с нестандартной ситуацией, каких за смену, длиной в 12 часов случается много – предмет многомесячной зубрежки. Этой зубрежкой и заняты будущие железнодорожные билетные кассиры в своих училищах. Надо назубок знать как минимум две книги, посвященные правилам перевозки пассажиров и грузов в поездах. Кроме того, нужно войти в общий курс и правила технической эксплуатации железных дорог страны. Зачем все это? Сейчас увидите.
"Ваш билетик!". На перроне. Фото: Дмитрий Белов
Бывают случаи, когда в билетную кассу обращаются граждане, у которых украли билет. Им нужно дать возможность приобрести новый проездной документ вне очереди, к тому же помочь добраться в пункт назначения как можно скорее. Есть и такие, что не по своей вине опоздали на поезд. И в том, и в другом случае пригождаются знания о работе железнодорожной инфраструктуры. О том, каким образом диспетчер может связаться с машинистом или дежурным по станции, о том, что представляет собой график движения поездов. Ведь, согласно правилам перевозок пассажиров, граждан нужно доставить пассажира в пункт назначения с минимальным опозданием, пусть даже и стряслась до посадки в поезд какая-то загвоздка…
В динамиках нашей кассы раздается голос очередного клиента.
– Сколько стоит перевезти попугая? – спрашивает дедушка в соломенной шляпе. – Извините, я серьезно интересуюсь. Я – орнитолог. Нужно перевезти птицу в Херсон.
Ну и задачку поставили моему инструктору, – думаю я в предвкушении замешательства Татьяны Николаевны.
– А у вас какой попугай: ара, какаду, жако?
Я оторопел: а что, это имеет значение?
Оказывается, имеет. Клетка с попугаем может перевозиться пассажиром совершенно бесплатно. Главное, чтобы она была в количестве одной штуки и помещалась в отделение для ручной клади.
Просидев в кассе еще пару часов, я узнал множество новых для себя нюансов правил перевозки.
Киевский вокзал сегодня Фото: Дмитрий Белов
Каждый пассажир имеет право перевозить бесплатно при себе сверх установленной нормы ручной клади портфель, дипломат или дамскую сумку. Я был поражен, но люди всерьез интересуются, можно ли брать с собой портфель! Можно, дорогие пассажиры! Не забудьте и про лыжи, палки к ним, удочки, фотоаппарат, зонт, видеокамеру, портативный магнитофон и другие мелкие вещи. Все это разрешается перевозить вместе с собой. Возьмите в счет и детские коляски, байдарки в разобранном состоянии и другие вещи, которые по своим размерам могут быть размещены в вагоне на местах, предназначенных для ручной клади.
И еще, вообразите те, кто об этом не знает: собаки больших пород, согласно правилам, перевозятся в крайних тамбурах первого и последнего вагона поезда (не более двух, правда, особей) в намордниках на металлическом или крепком поводке и под присмотром сопровождающего, команды которого они исполняют. Собаки малых пород на руках или под полкой, на которой сидит хозяин – тоже могут сойти за льготную категорию пассажиров. Мелкие домашние животные и упомянутые выше птицы должны быть помещены в ящики, корзины, клетки и свободно размещаться на местах, отведенных для ручной клади.
Кстати, пассажир, сопровождающий животных должен сам беспокоиться о них, кормить, поить, убирать, предотвращать нарушения санитарно-гигиенических условий и возмещать урон, нанесенный вследствие нарушения правил перевозки.
ЖУЛИКАМ МЕСТА НЕТ
– Татьяна Николаевна! А перекупщики билетов у вас встречаются?
– В последнее время перекупщиков на вокзале не видно. Ведется видеонаблюдение. Может быть, спекулянты подсылают своих адьютантов, знать их в лицо мы не можем. Иногда пассажиры жалуются, что к ним в очереди подходят неизвестные и спрашивают, куда им ехать. На такие жалобы немедленно реагирует милиция.
Билетный кассир, да еще на такой оживленной и многолюдной станции как Киев-Пассажирский, помимо своей воли превращается не только в умелого собеседника с самыми различными категориями клиентов – от студентов до пенсионеров. Их глаз "наметан", а рука – "набита". В самой оживленной толпе железнодорожница узнает и особо опасного преступника, разыскиваемого милицией, и пропавшего без вести подростка (ведь в кассе висят портреты и фотороботы из управления внутренних дел). А пальцы билетного кассира без труда отличат поддельную денежную купюру и липовое пенсионное удостоверение. Так что, жулики и воришки могут даже не соваться на вокзал.
Обучаться профессии железнодорожника лучше с детства. Фото: Дмитрий Белов
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Мало кто задумывается об этом, но еще до 1986 года билеты в кассах железнодорожных станций нашей необъятной страны не только выписывались вручную, что заставляло гораздо больше времени простоять в очереди. Не существовало и современной автоматизированной системы учета проданных и оставшихся мест! Всякий раз нужно было давать запрос в спецлабораторию ЛБК: имеются ли свободные полки в вагонах того или иного поезда. Ожидание связи с ЛБК требовало от 10 до 15 минут. И все пассажиры терпеливо стояли в очереди, при этом не ворча и не ругаясь. А уж места в составе занимали те, какие попадались, тоже без возмущения и споров.
Очередь к кассе движется гораздо быстрее, чем 30 лет назад. Фото: Дмитрий Белов
ТОЛЬКО ЦИФРЫ:
53 билетных кассира трудятся одновременно в течение смены в вестибюлях Центрального и Южного вокзалов станции Киев-Пассажирский;
1800 гривен – средняя зарплата этих железнодорожников;
25 тысяч человек обслуживается в период отпусков и праздников в течение смены;
500 человек в смену принимает один кассир.