Испытано Vgorode: как проходят онлайн-концерты в киевском офисе  ВКонтакте

Испытано Vgorode: как проходят онлайн-концерты в киевском офисе "ВКонтакте"

Фото Василия Осадчего.

С недавних пор украинское отделение "ВКонтакте" начало организовывать онлайн-концерты популярных украинских групп. Vgorode сходил на акустическое выступление группы "Друга Ріка" и посмотрел, как это все устроено.


"Штаб совсем крошечный. Как здесь проводить концерты - вообще не ясно, но они ухитряются"

Юрий Береза,
корреспондент Vgorode

Я поднимаюсь в киевский офис "ВКонтакте" к пяти часам. Путь к нему напоминает скорее "Форд Боярд", чем обычный поход на работу - из одного лифта пересесть на другой, пройти пару коридоров и винтовых лестниц. Когда зашел в помещение, удивился, что не играет заглавная тема шоу и меня не встречает один из тех знаменитых карликов. 

Осматриваюсь. Штаб совсем крошечный. Как здесь проводить концерты - вообще не ясно, но они ухитряются. Пульт звукорежиссера стоит на первом этаже офиса, на втором - операторская, в самом куполе -  площадка с артистами и камерами для съемки. Чем выше - тем пространства становится меньше.

Буквально через полчаса вбегает Влад Леготкин, пресс-секретарь украинского отделения. Терпеливо жду, когда техники по нему отстроят свет и повесят на Влада микрофон. "Друга Ріка" в это время репетирует "Засинай". Вырвавшись из цепких лап мужей электроники, мы с Владом идем разговаривать об онлайн-концертах, которые набирают огромную популярность. При этом его гримируют (пиар-менеджер "Другої Ріки" Катя Скуридина накладывает на него тональный крем) - указание режиссера, чтобы лицо не блестело.


C чего все началось и как это работает

Первый онлайн-концерт "ВКонтакте" состоялся еще в Москве. Тогда его давала группа "IOWA", которая известна широким массам, благодаря песне про маршрутку.

- Мы начали пробовать с Москвы. Решили посмотреть, как будут реагировать. Дело пошло очень хорошо. Аудитория у концерта вышла что-то около 400 тысяч. И мы поняли, что это выглядит востребовано и сочно, хотя изначально думали, что это не наша тема. Из Украины выступление смотрела 1/5 аудитории. И мы решили попробовать в Киеве, - рассказывает Влад.

Повод попался подходящий - в декабре 5'nizza давала концерт в киевском Дворце спорта. Вариант оказался беспроигрышным - его посмотрело людей больше, чем мог вместить НСК "Олимпийский". Леготкин признается - в онлайн-концертах ему больше всего нравится идея того, что это объединяет разных людей. Артисты имеют поклонников во многих странах, но сами поклонники не всегда могут приехать на выступление. А тут получается, что человек сидя за компьютером в режиме реального времени смотрит концерт.

 

Фото Василия Осадчего.

Спрашиваю, как проходила работа над первым онлайн-концертом в Киеве. Катя (она помогала Владу и его коллеге, еще одному сотруднику ВК Саше Проскурину организовывать мероприятие) отвечает, что было тяжело, но интересно.

- Мы провозились чуть ли не до утра. Влад тогда уехал из офиса в три часа ночи. Саша покупал ткань для декорирования помещения, потом мы ее вешали, по нам выставляли свет, камеры и прочее. Да, мы работали с хорошими техниками и режиссером, которых знали по другим проектам, но у нас даже почти не было времени провести какой-то тест, но в итоге все прошло хорошо, а коллеги из питерского офиса сказали потом Владу, что картинка у нас вышла даже круче, чем у них, - рассказывает Скуридина.

Сейчас концертами занимается команда из десяти человек (плюс-минус), в которой - осветители, операторы, звукорежиссер и режиссер. Их количество варьируется в зависимости от ситуации. Ребята признаются, что механизм за несколько выходов в эфир настолько отлажен, что им уже не приходится волноваться о том, начнется ли все вовремя.

Рабочий процесс. Фото Екатерины Скуридиной.

Рабочий процесс. Фото Екатерины Скуридиной.

По их словам, самое сложное в организации - поднять технику наверх, потому что ее реально много. Пульт звукорежиссера, несколько массивных прожекторов, четыре камеры, штативы, бесконечные метры кабелей, которые хитро прячутся под лестницей и никому не мешают свободно передвигаться по офису. Площадку начинают собирать за несколько часов до выступления. Положение камер не меняется в принципе - две по бокам и одна небольшая, которая может снимать "проездом". Единственное, что может вызывать небольшие трудности - установка света. Иногда он может вести себя абсолютно непредсказуемо.


Как отбирают артистов

Хочу знать, по какому принципу отбираются группы, потому что не каждая согласится играть в акустике. Влад в шутку отвечает, что и не каждую позовут.

- На самом деле, мы отбираем тех, кто востребован среди аудитории "Вконтакте", мы это делаем не для себя, не для групп, а для пользователей. И хочется чтобы это приносило нужный эффект зрителям, которые смотрят. Медийный вес группы не так важен, как популярность в социальной сети. Мы смотрим на их сообщества: как их ведут, какая там активность, сколько подписчиков, - делится подробностями Леготкин.

Онлайн-выступление для артиста - вещь тяжелая в том смысле, что перед тобой только камеры и никаких зрителей. Виртуальный счетчик для артиста мало что значит. Однако на это пока никто пока не жаловался.

- У нас концертных онлайнов было три. 5'nizza, The Hardkiss и Ярмак. Все остались довольны мини-выступлениями. 

 

Фото Василия Осадчего.

Наши на онлайн соглашаются легко. А что насчет иностранных групп? В этом вопросе будущее весьма туманно. Команда думала над тем, чтобы привлечь заграничных артистов, однако, несмотря на новый концертный бум в Украине, звать пока некого. Онлайны с Hurts и The Prodigy уже были, а у большинства артистов иногда просто не бывает времени из-за плотного графика. В смелых и амбициозных планах - позвать Red Hot Chili Peppers в июле, если звезды на небе сложатся правильно.

Кого бы лично хотели увидеть ребята "под куполом"? Катя без промедления отвечает - The Retuses. Говорит, что Михаил Родионов ничуть не хуже выступает сольно и в таком формате смотрелся бы идеально. Влад ответить затрудняется, хотя спустя пару мгновений говорит, что The Hardkiss были очень круты, а от мощности голоса Юлии Саниной чуть не повылетали стекла.

Напоследок узнаю, планируют ли расширяться - площадку побольше, приглашать какое-то количество живых зрителей. Влад думает, что вряд ли - в таких концертах вся фишка. Приходит музыкант в штаб социальной сети, отвечает на вопросы фанатов из той же социальной сети, а обычных концертов и так хватает.


Как проходит концерт

Онлайн-концерт проходит по такой схеме. Эфир длится около 50 минут. За это время исполняется несколько песен. Большая часть хронометража отводится под "вопросы-ответы". Автор самого лучшего вопроса получает приз. Модератором эфира выступает сам Леготкин. В первый раз он немного волновался, потому что никогда не выступал в роли ведущего перед камерой, а тут еще и прямой эфир, но сейчас этого и не скажешь - выглядит все привычно и отлажено.

Что касается самого выступления, то я в который раз убеждаюсь, что исполнение в акустике - это совершенно другая реальность, с которой надо считаться. В нашем случае, "Друга Ріка" в ней выглядит безусловно выигрышно. Отсутствие "электричества" как будто дает разгуляться голосу Валерия Харчишина в полную силу. Здесь все на нем сосредоточено и завязано.

 

Фото Василия Осадчего.

Конечно, Харчишин выкладывается по максимуму и на концертах, но этот момент по-своему особенный. Теснота киевского штаба вместе с мягким освещением и достаточно личными песнями создает атмосферу своеобразного шарма и интимности. Группа бьет сразу по нескольким фронтам - и для всех сразу, и для кого-то одного. Когда стоишь в клубе в толпе, такую вибрацию сложно поймать и уж тем более прочувствовать.

Судя по настроению группы, участвовать в таком эксперименте им понравилось. Комментарии от фанатов в социальных сетях оказались не менее положительными. И это здорово - спрос на такой контент есть и он будет только расти. А значит есть и куда развиваться, и смысл устраивать такие "квартирники" чаще.