Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность

Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность - фото

Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность - фото

Досуг и еда
02 марта 16:07

Известный фуд-блогер Артем Травкин задался вопросом, почему в Украине, в отличие от стран Западной Европы, так много ларьков с завлекающей надписью «Живое пиво».

Он решил провести расследование и ответить на вопрос: стоит ли покупать такие напитки? И в чем секрет их популярности? С тем, как проходил эксперимент Артем поделился с Vgorode – наш ресурс всегда держит руку на пульсе всего интересного.

«Живое пиво прямо с завода!», – восклицают рекламные лозунги точек с разливным пивом, сидром и миксами. Почему их так много и отчего они так популярны? Успешная бизнес-модель, высокомаржинальный продукт? Потому что свежие или потому что дешевле? В поисках ответов на эти вопросы я отправился в рейд по пивным магазинам спальных районов Киева.

Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность фото

Эксперимент: как я дегустировал «живое пиво» из ларьков

У меня было две гипотезы, почему точки с разливным пивом так популярны: первая – свежесть продукта, второе – цена (считается, что пиво гораздо дешевле в таких лавочках). А самое важное, мне было интересно проверить напитки на вкус.

Я посетил около восьми магазинов с пивом на разлив в Киеве, сделал тестовые закупки различных сортов, пообщался с продавцами и покупателями, внимательно изучил доступные сайты магазинов и производителей напитков. Для чистоты эксперимента пошел также в ближайший к дому супермаркет и приобрел пять позиций такого же пива, что и на разлив, только упакованного, чтобы сравнить вкус. И все потом продегустировал.

Вот, что мне удалось выяснить.

Почему люди покупают сброженные напитки на разлив? Главные причины: близко к дому, большой выбор позиций. Также бытует мнение, что пиво там действительно свежайшее и дешевле, чем в супермаркете (на самом деле – нет, но об этом позже).

Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность фото 1

Продавцы обычно предлагают попробовать новинки или интересуются предпочтениями. Действительно, ассортимент такой большой, что глаза разбегаются. На прилавках – сброженные напитки с разными интригующими названиями, есть различные сорта светлого, темного, есть лагер, стаут, портер. Все по цене в среднем 30 -100 грн за литр. Но на вопрос, почему это пиво называется живым, многие продавцы затруднялись ответить.

Мое особое внимание привлекли эли: описание продукта на стенде в «уголке потребителя» (так же, как и описание эля на сайтах многих производителей) соответствовали описанию технологии создания сидра, а не технологии производства эля. И это, мягко говоря, удивило. Также нет уверенности, что сбитень делают действительно по древнему славянскому рецепту, хотя название действительно очень аутентичное, и тем привлекательное.

Разливное пиво «прямо с завода»: ожидания vs реальность фото 2

Справка vgorode

Эль – это пиво, приготовленное способом верхового брожения на основе солода. В его состав входят дрожжи, а технология производства предусматривает более высокую температуру, если сравнивать с лагерами.

Сидр – слабоалкогольный напиток, полученный путем сбраживания фруктового сока.

Медовуха, сбитень (смесь медовухи и различных лечебных трав), наливки и настойки – напитки естественного брожения, популярные у древних славян. Как правило, имели крепость не более 5-10%.

Как позже удалось выяснить, несоответствие названий напитков технологии изготовления иногда используют недобросовестные производители и разливные торговые точки, чтобы экономить средства на оформление дополнительных лицензий. Также оказалось, что сертификаты качества на продукцию чаще всего отсутствовали, а продавцы не всегда внятно могли ответить на вопросы о составе, способе производства напитка и т.д.

Что касается стоимости – результат также был неожиданным. По моим подсчетам, 0,5 литра пива, купленного в магазине на разлив, по цене практически идентичны купленному в супермаркете, причем в последнем даже чуть дешевле! А если учесть, что пиво в фабричной упаковке может долго храниться в холодильнике – покупать и употреблять его удобнее. 

Дальше – больше: маркетинговые технологии

Поделившись первыми выводами в социальных сетях, я получил отклик аудитории. Кто-то советовал не покупать всякую ерунду, кто-то ратовал за живое пиво как лучший вариант напитка, кто-то рекомендовал конкретные сайты и марки пива. Но по большей части реакция была все-таки скептическая: из моих подписчиков мало кто посещает такие магазинчики на регулярной основе.

Но я решил углубиться в вопрос и изучить «матчасть». Есть еще один важный факт, который стоит знать: так называемое «живое пиво» на поверку не такое уж и живое…

С научной точки зрения «живого пива» не существует

В Украине такое пиво стало набирать популярность около 15 лет назад. Но в пивоварении такого термина, как «живое пиво», не существует, его нет и в международных требованиях к качеству напитков. Понятие не является официальным и придумано в рекламных целях, поскольку с точки зрения потребителя «живой» продукт выглядит более привлекательным, ассоциируется с качеством и натуральностью. Иными словами, его чаще покупают.

Правильно называть этот вид пива непастеризованным. Процедура пастеризации заключается в термической обработке пива, что приводит к устранению всех бактерий (живых организмов). Непастеризованный напиток не проходит термическую обработку, и в нем присутствуют живые культуры дрожжей. Вкус его более насыщенный, чем у пастеризованного пива, и слегка горчит, а цвет чаще всего имеет янтарный оттенок.

Еще один распространенный миф о «живом» пиве – короткий срок его хранения. Непастеризованное пиво действительно может быстро испортиться. Но связано это не с тем, что оно «живое», а с тем, что были не соблюдены технологии производства, условия перевозки и хранения напитка, а также санитарной обработки тары. Не стоит забывать и о том, что в пиве есть естественные консерванты – углекислый газ, хмель и алкоголь. При соблюдении всех правил и норм производства и хранения даже непастеризованное пиво может храниться достаточно долго – как правило, этот срок минимум три месяца. Хотя у пастеризованного и отфильтрованного пива срок годности гораздо больший.

Что же помогает недобросовестным производителям и торговым точкам манипулировать названиями, обманывая потребителя и экономя средства на дополнительные лицензии? Ответ мне подсказал глава авторитетной отраслевой организации, обративший внимание на мой эксперимент-расследование. Все дело в пробелах в украинском законодательстве, в котором отсутствуют определения и стандарты производства разновидностей сброженных напитков – например, таких, как сидр, эль, стаут. Справедливости ради, стоит также сказать, что иногда небольшие частные пивоварни производят собственное пиво – крафтовое (в переводе – «ремесленный продукт»). Однако, опять-таки, с законодательной основой насчет качества и определения таких продуктов – сплошные недочеты.

Мои выводы

Первое, что бросается в глаза: качество почти всех напитков оказалось сомнительным, а вкус – далеким не только от настоящих крафтовых пивоварен при заведениях, но и в некоторых случаях не похожим на пиво вообще.
Налицо - манипуляции с названиями. Например, различные напитки на основе фруктового сока, ничего не имеющие общего с пивом, реализуются с маркировкой «Эль», а напитки на основе спирта и красителей представлены с маркировкой «Сидр».
Я бы не сказал, что разливное пиво из ларьков - удовольствие из дешевых. Наоборот. Такие точки явно завышают ценник. В супермаркетах можно найти более выгодные предложения.
К сожалению, на многие напитки, представленные в разливных торговых точках, отсутствуют документы, подтверждающие качество пищевой продукции.
Конечно, формат «пиво на разлив» имеет право на существование, но лично мне хотелось бы быть уверенным, что я покупаю качественный, вкусный и соответствующий названию напиток. Такой уверенности посещенные мной точки и продегустированные напитки, к сожалению, не вызвали. Возможно, что-то поменяется, а пока советую быть бдительными.

И пару рекомендаций напоследок

Критически мыслить никогда не помешает. И быть любознательным.
Перед покупкой стоит продегустировать напиток, если в точке такая есть опция.
Определившись с выбором, лучше узнать у продавца: что за производитель, где локализирован, гуглить (иногда даже сайт подобных пивоварен может рассказать многое).
Иметь в виду: крупные производители обычно соблюдают технологии производства на высоком уровне и производят санитарную обработку кегов, а у маленьких и неизвестных, как правило, такой возможности нет.
И очень советую не покупать напитки, не увидев сертификат качества.
Берегите себя, употребляйте качественные продукты, пейте классное пиво.

Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях