Интервью со стюардом: об аплодисментах в самолете, открытых шторках и фильмах-авиакатастрофах

Интервью со стюардом: об аплодисментах в самолете, открытых шторках и фильмах-авиакатастрофах

Фото: dw.de
Автор: Фарид Мбайдин

Считается, что профессия возникла в Германии в 28 году – тогда на борт стали брать специального человека, в чьи обязанности был вверен сервис на борту самолета. Прежде этим занимался второй пилот, но отвлекаться от пилотирования, знаете ли, не очень безопасно…

Изначально бортпроводниками брали мужчин, как правило это были официанты из наилучших заведений. А в 30-е годы в Америке, решили брать в проводники женщин. Брали их только из соображения экономии места и веса – вместо одного увесистого бортпроводника, можно было взять двух хрупких девушек, и тем самым ускорить сервис. Только потом, авиакомпания "PanAm" придумала использовать красивых девушек-стюардесс для привлечения большего количества пассажиров.

Стюардессы "PanAm". Фото: yaturistka.ru.

В профессиональный праздник, Vgorode задал несколько вопросов екс-бортпроводнику Косте Голубеву. Косте 24, он родом из Херсона, закончил столичный институт журналистики и сейчас работает по специальности. А год назад Костя летал в разные уголки мира, и спрашивал у людей что они будут – курицу или рыбу, показывал аварийные выходы и поднимал спинки кресел. Кстати, Константин очень обижается, когда его друзья, в шутку, называют его "стюардессой", он предпочитает строгое "бортпроводник":

"Работа тяжелая – главное стрессоустойчивость"

 - Костя, расскажи, как ты устроился на такую необычную, особенно для парня, работу. Каким был отбор?  Каковы требования к бортпроводнику, как проходило обучение?

 - На последних курсах универа срочно понадобилась работа. По специальности приходилось долго ждать, либо просто не отвечали, либо очень маленькую зарплату предлагали, а тут еще увидел у друга фотографии в соцсети в форме. Спросил, так мол и так, что это такое? Он попросил, чтобы я ему прислал резюме. Буквально через две недели мне перезвонили.

Отбор проходил в несколько этапов:  1 – телефонное собеседование – не теряясь в любое время суток, когда бы тебе ни позвонили, нужно ответить кратко на интересующие их вопросы, плюс в любой момент интервьюер может перейти на английский - нужно быть готовым и к этому. Позже назначают собеседование в живую. На нём  задают совершенно разные вопросы: от конкретных до абстрактных.

Тут основное, это проверка на стрессоустойчивость – работа ведь не из легких. Ясное дело, что ты не можешь всего знать и будешь учиться, но вот как ты непосредственно общаешься в стрессовых ситуациях – главный аспект. Затем назначают обучение, которое длится два месяца. Там изучаются всевозможные предметы: структура самолёта, оказание первой медицинской помощи, сервис, этикет, гигиена, плавание, английский язык и еще кучу всего. Если всё в итоге сдал, получаешь допуск к стажёрским полётам - на них тебя контролирует инструктор. Если и на них тобой все довольны, получаешь сертификаты к допуску на самостоятельные полёты.

Отработка экстренных ситаций на тренинге. Фото: личный архив Кости.

- Тяжелый процесс, но ,наверное, и оплата была достойной?

 - Честно скажу – у нас по контракту огласка заработной платы запрещена, даже после увольнения. Отвечу так: платили очень даже достаточно, тем более как для парня 22-ух лет. Зарплата делилась на ставку, суточные и налёт (кол-во часов, которые ты налетал за месяц).

-  Костя, скажи, где-то в глубине души наверное каждый хотел бы на какое-то время оказаться на твоем месте, и летать по всему миру. Бортпроводники окутаны дымкой романтики – ты расстался со многими иллюзиями, когда приступил к реальной работе?

- Поначалу конечно я был в восторге. Но любая работа, даже такая необычная, рано или поздно приедается. Много приятных моментов конечно - я побывал в тех местах, где ни за что в жизни не оказался бы, познакомился с множеством людей. Я научился по настоящему работать, ведь приходилось и летать по несколько раз за сутки, и недосыпать, и быть всегда готовым к тому, что тебя вызовут на внеочередной рейс.  Больше всего утомляет график, бывало такое, что я неделями не попадал домой. Так что, как и на любой работе, здесь есть свои плюсы и минусы.

С экипажем на борту. Фото: личный архив Кости.

"Побывал во всем мире – а в отпуск езжу в Херсон"

-  Ты обмолвился, что облетал почти весь мир. Перечисли страны где побывал?

 - Ой, много где. Штаты, Таиланд, Россия, ОАЭ, Литва, Шри-Ланка, Китай, Израиль… Да, в принципе, практически во всех уголках мира, кроме Австралии и Южной Америки.

Бангкок. Фото: личный архив Кости.

 - А как у вас обстоят дела с визами?

 - Визы, на самом деле, получаем крайне редко. Обычно летаем по международному свидетельству члена экипажа. Но бонус в том, что с документами бортпроводника намного легче получить туристические визы.

- Ты, наверное, и в свободное время пользуешься положением и летаешь на отдых куда вздумается. Где ты проводишь отпуск?

- Самое удивительное, что зачастую с родителями в Херсоне. Это, наверное, объяснимо - я налетался, хочется домашней отдушины. А так иногда беру выходные, летаю или к друзьям в ближнее зарубежье, на концерты любимых групп. Теперь хочу попробовать какую-то экзотику, типа почти безлюдного, очень отдалённого острова в океане.

Дубаи. Фото: личный архив Кости.

- Понятно что работая ты проводил большую часть рабочего времени на высоте в несколько километров. Как ты относишься к высоте? Боялся или боишься? А что делал с пассажирами у которых аэрофобия?

 - К закрытой высоте отношусь абсолютно спокойной. Боюсь открытой. Друг уговаривает прыгнуть с парашютом, но, думаю, никогда этого не сделаю. По крайней мере я пока не готов. А пассажиры, которые бояться высоты, как правило, ведут себя спокойно. В смысле не вообще расслабленно, а по отношению к другим: они не кричат, не мечутся. Они вжимаются в кресло, закрывают глаза, кто-то молится. Стакан крепкого чая, улыбка и беседа на отвлечённые темы и человек уже не помнит, что боялся.

"Выпустите покурить на крыло…"

- Ты так любезно помогаешь пассажирам, относишься с участием к их проблемам. Но бывают же разные люди? Можешь вспомнить самые нелепые капризы пассажиров?

 - На одном рейсе типа чартерного, везли группу людей с какой-то то ли конференции, то ли с корпоратива. В общем, полный самолет сотрудников. И один пассажир, зашедший на рейс уже изрядно подшофе, настойчиво просил меня во время полёта разрешить ему выйти на крыло самолёта покурить. Ну а если капризы...Частенько всяким "фифочкам" что-то не нравилось: то кормят не так, то гардероба нет для её шубки…

- То есть, попадаются не самые приятные "кадры". А что больше всего раздражает в пассажирах?

- Больше всего раздражает…наверное, менталитет. Большинство людей думают, что если они купили билет (причём далеко не самый дорогой) на самолёт, перед ними должны танцевать, исполнять любые желания, и они по-царски могут класть ноги на спины работников авиакомпании. А это далеко не так. Из-за этого возникают конфликты. Я вообще неконфликтный человек. Но бывает, что у пассажиров включается режим "быдло": начинаются грязные приставания к стюардессам, агрессивные выпады в сторону  бортпроводников и других пассажиров, демонстративное выбрасывание еды на пол , мол, "уберёте тут за мной, челядь". С такими, конечно, приходится мириться, но бесит жутко.

С алкоголем у бортпроводников строго. Фото: личный архив Кости.

- Ты говорил про "грязные приставания" к стюардессам. А к тебе, Костя, когда-нибудь "грязно приставали" дамы?

 - Ну, приставать не приставали, а кокетничали. Если девочка симпатичная, это, конечно, льстит. Бывало, что и шоколадками из своего пайка угощал, как истинный джентльмен. А если взрослая мадам, да ещё и с кольцом на пальце или, что ещё лучше, с мужем в салоне, то от таких приходилось открещиваться правдами и неправдами.

"После фильмов-катостроф в голову лезет всякое..."

- А ты смотришь фильмы-авиакатастрофы?

 - Если попадается что-то интересное, то да. Смотрю. Но вообще жанр не мой, больше комедии по душе. А после фильмов про катастрофы, особенно если перед рейсом, в голову лезет всякое…

- А говорил не боишься. А что, были какие-нибудь страшные или пугающие случаи?

Ну супер-страшных, слава Богу, не было. Самое страшное случилось во Львове. Был непроглядный туман, да и трясло достаточно сильно. В общем мы 3 раза заходили на посадку, и до этого над аэропортом кружили очень долго. Когда приземлились, я даже со всеми пассажирами похлопал, хотя обычно этого не делаю. Глупая традиция на мой взгляд.

- Кстати, а зачем люди хлопают? И слышат ли это пилоты? Как реагируют?

- Не знаю, как пилоты. Думаю, слышат, если громко хлопают. Бортпроводники точно слышат. Поначалу раздражало, а потом привык. На самом деле хлопают далеко не на всех рейсах: Европа не хлопает, например. В основном, хлопают на чартерных рейсах, направления Турция, Египет. Забава может такая у отдыхающих...

Большому самолету - большая команда. Фото: личный архив Кости.

- Ну и наконец, Костя, ты суеверный человек. Может у бортпроводников есть какие-то особые приметы?

- Я суеверный, но не до крайностей. Верю в то, что если ты хороший человек, то и с тобой всё будет хорошо. А в профессии полно – не говорить "последний", а "крайний", желать друг другу приятного полёта и мягкой посадки.

Любопытные факты: о плачущих детях, шторках и тележках с едой

Есть ряд вещей которые интересуют почти всех, кто достаточно часто летает. Мы выпытали у Кости некоторые из них:

Дети могут стать настоящей бедой в самолете. Фото: jets.ua.

- Что делать когда ребенок плачет и надоедает всем пассажирам?

- Обычно люди не жалуются на маленьких детей. Ясно, что они всех достают, но все же понимают, что оно крохотное, и как ты его заставишь. Вот представьте, что вы летите в самолёте, рядом плачет младенец. Вряд ли вы подзовёте стюардессу и скажете: "Заткните этого малого!" Бывали, конечно, случаи. Ну тогда очень деликатно и вежливо предлагаем маме ребёнка как-то помочь, приносим люльки, подогреваем воду, показываем, где находится пеленальный столик, если нужно.

Еда в самолете - от любви до ненависти. Фото: voyagemix.com.

- Меню в самолете. Как оно меняется от сезона к сезону, или от рейса к рейсу?

- Меню меняется с какой-то периодичностью, точно не помню. Это высчитывается санитарными службами по каким-то принципам. По-моему, меняется раз в полгода. Существенно не отличается: всё равно присутствует основное блюдо (гарнир и мясо), какой-нибудь салат и что-то сладкое для бизнес-класса. Для эконом-класса на коротких рейсах сэндвичи меняются довольно часто.

Шторки илюминаторов открывайте из любопытства.Фото: econet.ru.

- Почему шторки иллюминаторов должны быть открыты во время взлета?

- Человеческая натура – эгоизм и любопытство. Поэтому вдруг при взлёте вы увидите в ваше окошко, как, к примеру, от крыла отпал болтик. Боясь за свою жизнь, вы немедленно сообщите об этом бортпроводникам, которые доложат пилотам, и в случае необходимости вовремя будет сделана аварийная посадка.

- Если стюардесса развозит еду на тележке, как пройти в туалет?

- На долгих полетах проще. Туда летают большие боинги, и туалетов там намного больше. На 737-ых сложнее. Но если вы тактичный человек, вежливо попросите стюардессу вас пропустить. По крайней мере, во всех экипажах, с которыми я летал, мы пропускали всех, если было нужно. Заезжали на заднюю кухню, пропускали человека, и вновь возвращались. Если это повторяется больше двух раз, многие даже уже не просят, видя, каких усилий нам это стоит, и просто достаточно немного потерпеть..

- Чем занимаются пилоты во время долгих перелетов?

Пилоты на долгих рейсах работают посменно. Фото: goodfon.ru.

- Работают, как не странно. На долгих перелётах и минимум трое, иногда – четверо. Поэтому они так же, как и мы, делятся по какому-то своему графику, и по очереди отдыхают и меняются.

Vgorode.ua поздравляет всех бортпроводников с праздником, желает карьерных взлетов - во всех смыслах, а также крепкого здоровья и всего наилучшего!