Откровения городской учительницы: о списывании, любимчиках и отыгрывании на детях

Откровения городской учительницы: о списывании, любимчиках и отыгрывании на детях

Автор: Ксения Карпова

Я работаю учителем английского языка младших классов в киевской школе №320 шесть лет. Окончила педагогический колледж, потом институт Драгоманова, сейчас учусь на магистратуре в Гринченко.

О детских мечтах и рецепте успеха

Я с детства мечтала стать учителем. Моя мама работала в школе и была моим классным руководителемх. Я у нее многому научилась. Мне приятно, что, когда мы с ней вместе идем по улице в нашем районе, учителя и дети останавливаются, здороваются, спрашивают, как она поживает. Она – действительно педагог от Бога. 

К детям отношусь как к взрослым. Это мой рецепт для дисциплины и взаимопонимания. Я так и ставлю вопрос, если меня не слушаются: "Мы будем сотрудничать или нет? Я тебя уважаю и ты ко мне должен относиться уважительно. Если нет – мы общий язык с тобой не найдем".

Некоторые учителя, у которых уже огромный стаж работы, приходят ко мне и спрашивают, как мне удается так хорошо ладить с учениками. Просто пока молодая, есть энергия, желание, нервы не расшатаны. Но я тоже работала над этим, воспитывала в себе уравновешенность, терпение. Поначалу было страшновато: помню, мне было 19 лет, прихожу я на один из первых уроков, ко мне подходит третьеклассник ростом с меня и что-то спрашивает. Я такого не ожидала, думала, дети совсем маленькими будут. Но быстро поняла, как правильно себя вести, чтобы был контакт и взаимоуважение.

"Списывать еще не умеют, но пытаются"

Списывать в таком возрасте они еще не умеют: за все время моей работы было всего несколько случаев, когда пытались подсмотреть. Однажды мальчик приклеил скотчем к задней спинке своего стула шпаргалку, а во время самостоятельной понял, что списывать-то неудобно, приходиться постоянно поворачиваться назад. Это была его первая и последняя пока попытка списать.

Фото: Vgorode

"Жизнь - не просто ежедневное "школа-дом"

Я часто поднимаю с детьми серьезные темы, с раннего возраста учу их жить не просто монотонным "школа-дом, дом-школа", которое потом перейдет в "работа-дом", а жить насыщенно, интересно, с пользой. Вот, например, классная руководительница одного из классов только что выписалась из больницы. Я сегодня предложила им собраться всем вместе в это воскресенье на день учителя и поздравить ее, сделать сюрприз. Она ведь в соседнем доме живет. Я, конечно, заставить их не могу, но могу посоветовать, направить. Надеюсь, они ко мне прислушиваются. Еще люблю разные поездки, часто своих детей вожу по интересным местам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского сапожника: о больших заработках, странных клиентах и конкуренции с Андреем Шевченко.

"Глупо судить о ребенке по его оценкам"

Двоек ставлю мало, за самостоятельную работу еще могу поставить, но в дневник просто записываю, что нужно выучить на следующий раз, чтобы исправиться. А оценок мне не жалко, только толку от оценки, если все равно ребенок плохо знает? Бывало, что подходили родители и просили поставить оценку повыше, я на это отвечаю, что я, конечно, могу, но знаний от этого не прибавится.

Любимчиков у меня нет. Мне самой было интересно, появятся ли они, но до сих пор не появились.

Глупо судить о ребенке по оценкам: кто знает, как сложится жизнь и что из него получится.

Сериал "Школа" не смотрела, впервые слышу о таком, даже интересно стало. Но, если там сплошной негатив, смотреть не буду. 

Родителей в школу вызываю крайне редко, за прошлый год всего один раз пришлось вызвать. И то, тому ребенку требовалась помощь психолога, так что причина была веская. Я считаю, если дошло до того, что нужно вызывать родителей, в этом вина преподавателя. Значит, не смог нормально объяснить, разобраться, в чем проблема. А фраза "Ваш ребенок – плохой" от учителя - вообще в корне неправильная. Как можно позволять себе такое говорить родителям? Для них их ребенок – любимое чадо, которое они любят больше всего на свете, лучший из лучших. И это правда, все дети хорошие, я всех своих учеников люблю, даже самых непослушных.

Учитель должен быть сильным психологом. Без этого никак. Ко мне часто дети приходят, плачут, обнимут и жалуются, что им мало внимания уделяют: такое бывает, когда в семье рождается второй ребенок и все внимание переключается на него. Первое время у детей от такого шок, я уже это знаю и стараюсь их утешить, подбодрить. Я для многих из них как вторая мама, и это бесценно. Благодарность детей и их родителей – это то, ради чего стоит выбирать себе такую профессию. Вот недавно ко мне подошла маленькая совсем девочка после урока и подарила конфетку - просто так, от души. Это настолько приятно, что не описать словами.

Фото: Vgorode

О неписаных правилах и секретных приемах

Не понимаю ситуацию, когда учителя приходят со своими проблемами в школу и отыгрываются на детях. У меня есть правило: захожу в школу – забываю обо всех проблемах и улыбаюсь, что бы ни происходило в этот момент в моей жизни вне школы. Кстати, то же правило подходит и для дома: пришла домой – забыла обо всех школьных заботах и хлопотах. Вообще, чтобы работать учителем, нужно иметь очень хорошее здоровье. Я за шесть лет ни разу не брала больничный, потому что не понимаю, зачем заставлять кого-то делать мою работу.

У меня есть свои приемы, которые помогают утихомирить детей. Например, как только все начинают шуметь, я звоню в колокольчик – дети уже знают, что нужно немедленно успокоиться и замолкнуть. А еще я как-то раз просила их написать мои плюсы и минусы на листочках и сдать мне. Конструктивной критики, конечно, не было, но все-таки это позволило мне сделать какие-то выводы.

Для меня очень важно чувствовать отдачу, "обратную связь". Поэтому неприятно бывает, когда проверяешь домашнее задание, а оно сделано кое-как, видно, что дети несерьезно к нему отнеслись. Ну и другой минус работы учителем – маленькая зарплата. Других минусов я не вижу.

"Всю жизнь быть учителем не хочу!"

Хоть работу свою и люблю, но считаю, что нужно расти. Я бы не хотела всю жизнь проработать учителем, как моя мама. Я думала о том, чтобы стать классным руководителем, но это очень большая ответственность и времени на личную жизнь, семью вообще не останется в этом случае. В обозримом будущем хочу стать директором школы. Позже – работать в Министерстве образования. Но в любом случае моя работа будет связана со сферой образования, в другой я себя не вижу.

Больше откровений профи читайте в одноименной рубрике Vgorode

 

Здесь Vgorode побеседовал с Аленой Лосевичевой