Фото с сайта <a href="http://02varvara.wordpress.com/2011/08/07/7-august-2011-breaking-news-update-l%E2%80%99affaire-wood-chugs-merrily-along-dickie-threatens-lawsuit/angry/">02varvara.wordpress.com</a>.
Меня зовут Петр. Мне 31 год. Я стал судьей меньше двух лет назад. По законодательству судьей может стать человек в возрасте от 25 лет, а я был назначен в 29. Так что я долго к этому шел.
Об обеденном перерыве и рабочем дне
Мой рабочий день начинается с того, что я смотрю график уголовной коллегии на день и расписание заседаний. Захожу на сайт нашего суда и смотрю, какие дела рассматривают мои коллеги. Потом иду на судебное заседание: как правило, их не меньше пяти в день.
Петр Иванович на рабочем месте. Фото: Vgorode.
Рабочий день длится с 9 до 6, как и у всех, но домой я обычно возвращаюсь не раньше девяти. Обеденный перерыв – с 13.00 до 13.40 – совпадает со временем, когда к нам привозят людей из следственного изолятора, поэтому с полноценным обедом у меня не сложилось.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского сапожника: о больших заработках, странных клиентах и конкуренции с Андреем Шевченко
О монотонном зачитывании приговора
Минус моей работы – эмоциональное истощение. Большая ответственность, много людей, на судьбы которых я влияю... Это накладывает свой отпечаток. Но до эмоционального опустошения пока не доходило.
Приговор всегда читаю спокойно и монотонно, скрываю эмоции. Приговоры мы оглашаем таким тоном и разборчиво, просто чтобы всем было понятно, о чем идет речь.
Когда зачитываю приговор, всегда есть сомнения, нет ли ошибки. Сомнения в нашей профессии преследуют судей, начиная с момента рассмотрения первого дела, и так и не прекращаются.
У меня мало времени остается на семью. Я не уделяю своему сыну столько внимания, сколько хотелось бы. Но никто из родных не жалуется, все входят в мое положение.
О вождении в нетрезвом виде и стучании молотком
Самое распространенное дело – это вождение в нетрезвом виде. Из уголовных дел – экономические преступления, они же для меня и самые интересные.
У меня нет важных и неважных дел: каждое решает в какой-то мере судьбу человека. Это как в "Казнить нельзя помиловать" - нужно сто раз подумать, где поставить запятую.
Приговоры я пишу сам. Помощники готовят журнал заседаний и выполняют другую административную работу.
Молотком не стучу, у нас они вообще не используются. А мантию и нагрудный знак судьи обязаны надевать на каждое заседание (но почему-то не все и не всегда надевают. - прим.ред).
О смертной казни
Я не помню лиц всех, кого судил. У меня уже более двух сотен дел. Судебные заседания у нас открытые, каждый может на них присутствовать. Бывает, на заседаниях стороны начинают читать друг другу целые лекции по психологии.
Смертную казнь не нужно возвращать. Это пережитки прошлого. С человеческой точки зрения у нас нет права лишать человека права на жизнь, кто бы это ни был.
Про высокие зарплаты и тревожную кнопку
Чтобы победить коррупцию в судебной системе, нужно увеличить судьям зарплату. С 2010 года оклады судей стали больше, но их нужно еще повышать. Сейчас районный судья получает примерно 11 тысяч гривен.
Страна, к которой нам нужно стремиться - Германия. Немецкие суды совершенны с точки зрения качества правосудия, статуса судей, нагрузки на них. У нас нагрузка очень большая, об этом можно судить даже по количеству залов судебных заседаний. В Дарницком суде их всего три - и этого не хватает. Нужно улучшать качество техники, социально-бытовое обеспечение судей.
Еще Украине нужно позаботиться о физической защите судей. Мы абсолютно не защищены после вынесения приговора.
В России у судей в телефоне есть специальная "тревожная кнопка", чтобы немедленно вызвать группу охраны в случае опасности. У нас такого нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городской учительницы: о списывании, любимчиках и отыгрывании на детях
О новом УПК и обвинительных приговорах
Постепенно судебная система в Украине совершенствуется, принятие нового Уголовно-процессуального кодекса в 2012 году этому очень поспособствовало. Суду теперь отведено место арбитра – он только оценивает доказательства обеих сторон. Поэтому и статистика вынесения обвинительных приговоров меняется в лучшую сторону.
В будущем, я думаю, оправдательных приговоров будет все больше. (В 2012 году обвинительных приговоров в Украине было 98%)
Не все понимают, как применяется новый кодекс, но в нем действительно есть много плюсов. Появился институт соглашений – теперь стороны могут договариваться о примирении во время досудебного расследования или судебного производства и суд сразу же рассматривает эти соглашения. Появилось понятие разумных сроков – это ускоряет процесс. (Сроки, объективно необходимые для принятия процессуальных действий, не должны превышать предусмотренные новым Криминально-процессуальным кодексом - прим.ред.)
Коррупции становится меньше, я сам это ощутил на себе, когда проходил конкурсный отбор на должность судьи. Я мог зайти на сайт и посмотреть, сколько баллов набрал на каждом этапе. Все было честно и прозрачно. Раньше такого не было.
О мечтах, приметах и рынке Петровка
В детстве я мечтал стать военным, поэтому окончил Суворовское училище.
Мои родители никакого отношения к суду не имеют. Через десять лет вижу себя по-прежнему судьей, менять сферу деятельности не собираюсь.
В приметы не верю. Может быть, у других судей есть свои суеверия, но мне в этом отношении близок афоризм "Не будьте суеверными, это приносит несчастье".
В свободное от работы время меня можно найти на книжном рынке "Петровка".
Последняя книга, которую я прочел, - Бондаренко "Магия правосудия". Еще из последних понравилась "Ваша честь" Чирвы, это очерки о судьях в двух томах.
Люблю гулять с семьей в Мариинском парке, ходить на выставки в "Мистецький Арсенал". Понравилась выставка "Великое и величественное" к 1025-летию Крещения Руси.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Откровения городского машиниста метро: про девушек, диггеров и самые нелепые слухи о метро
О судебных телешоу, родственниках и страхах
Телевизор практически не смотрю. Но смотрю футбол и бокс. А передачи вроде "Судові справи" - постановочные. В реальности судебный процесс динамичнее, интереснее, и насыщеннее эмоциями.
Родственники и знакомые стараются не обращаться ко мне с просьбами рассудить их в бытовых вопросах. Они знают, что я специализируюсь на уголовных делах.
Нельзя сказать, что я ничего не боюсь в жизни. Я боюсь за свою семью в первую очередь, и только в последнюю очередь за себя.
Анекдот в тему
- Замужем? - спросил судья.
Свидетельница вздохнула.
- Не замужем, - продиктовал судья секретарю ответ.
- Женаты? - спросил судья другого свидетеля.
Свидетель вздохнул.
- Женат, - продиктовал судья.
Больше откровений профи читайте в одноименной рубрике Vgorode.