Новость - Люди города - Совет дня от психолога: как себя вести в ответ на хамство в транспорте или в магазине
"В переполненном троллейбусе на меня, зажатую со всех сторон студентку с мокрым зонтиком, который с трудом удавалось хоть куда пристроить, заорала тетка на которую попали капли воды: "Сволочь, дрянь, нахальная, девай его куда хочешь" и т.д. Я сказала: "Женщина, ну зачем же так о себе? У вас все еще будет хорошо!" Она выходила под громкий смех пассажиров" – рассказывает знакомая. В это утро настроение испортить не удалось.
Лариса Гумилева, психолог. |
Еще одна сообразительная знакомая орущей на нее тетке протянула руку и сказала: "Ну на, укуси, может легче станет!".
Третья рассказывает: "На хамство не обращаю внимание. Во-первых, мало ли что у человека случилось. Во-вторых, есть люди которые получают удовольствие от процесса словесной перепалки. Зачем я буду хаму радость дарить своим же хамством в ответ? Я, как правило, отвечаю: "И Вам доброго дня".
Четвертая делится опытом: "Раньше отвечала что-то грубое в ответ, а сейчас открываю широко глаза и делаю невинные глазки, либо просто улыбаюсь, но улыбка иногда презрительная, типа не унижаюсь, чтобы с вами связываться".
В любой подобной ситуации помогает находчивость, юмор или ирония, если, конечно, суметь вовремя сориентироваться и достойно ответить. А если нет? Если не хватает находчивости, и ситуация надолго человека расстраивает и выбивает из колеи?
Кто же такой хам? Это человек, который пытается унизить и запугать - иногда агрессивно, а иногда и с улыбкой. Места дислокации хамов невозможно вычислить. Мы сталкиваемся с ними в самых неожиданных местах. Если в результате его действий вам стало неприятно и обидно - цель достигнута.
Как избежать неприятных последствий таких встреч
7 способов защиты от хамства:
1. Не воспринимайте гадости на свой счет. Если кому-то удобно считать вас необразованной, то можете показать хоть пять дипломов - переубедить не удастся.
2. Не отдавайте хаму власть над ситуацией. Наша эмоциональная реакция - это подпитка его энергии.
3. Не забывайте о своих правах. Если вам хамят в местах общественных, то надо разбираться не с самими хамами, а с их начальством. Спросите фамилию, должность и запишите всю информацию.
4. Задействуйте воображение. Представьте хама за стеклянной стеной: вы видите, что он что-то говорит, но не слышите ни слова, он шевелит губами, размахивает плавниками, смешно вращает глазами, но абсолютно непонятно, для чего он всё это делает.
5. Установите обратную связь с хамящим.
6. Не держите злость в себе, это не пойдёт на пользу: выплесните накопившуюся отрицательную энергию - можно побить подушку, пробежаться, рассказать подруге.
7. Используйте юмор.
После фраз незабвенной Фаины Раневской: "Лучше быть хорошим человеком, "ругающимся матом", чем тихой, воспитанной тварью" или "Почему все дуры такие женщины?", ваш оппонент надолго "зависнет", соображая, что к чему.
Ну, а коронное "Муля, не нервируй меня!" – вообще классика жанра.
Однако всегда надо помнить, что нахамить могут не со зла: уставшая продавщица, раздосадованный клиент, доведённый до отчаяния коллега. Обычно эти люди после внезапной вспышки собственного хамства, чувствуют себя виноватыми и извиняются.