Гордись, столица: комету, за которой следит весь мир, открыл киевлянин

Фото novosti-o, livejournal.com

Люди города
13 ноября 2014 13:49

Весь мир обсуждает очень важную новость - впервые в истории зонд, запущенный с космического аппарата, приземлился на поверхность кометы. Вчера, около 11:00 аппарат Philae успешно отстыковался от космического аппарата "Розетта", около 13:00 по Киеву зонд начал передавать телеметрию на "Розетту", и соответственно, данные начали получать на Земле. Около 18:00 были получены данные уже с поверхности. Украина к этой истории имеет непосредственное отношение: нам есть чем гордиться.

Так выглядит наша комета. Фото Philae Lander, Twitter

Как "поет" комета

Были зафиксированные звуки, которые являются колебаниями магнитного поля вокруг кометы, которые были "услышаны" прибором Plasma Consortium — набора из пяти инструментов на борту Rosetta. "Песню" кометы нельзя услышать "невооруженным" ухом, так как частота звука составляет от 40 до 50 миллигерц, что намного ниже диапазона слуха, который, как правило, составляет от 20 Гц до 20 кГц. Для того, чтобы звуки были слышны для человека, ученые Европейского космического агентства увеличили частоту в 10 тысяч раз.

Комету открыли киевляне

Ведь комета 67P/Чурюмова-Герасименко, на которую приземлился зонд, была открыта в далеком 1969 году украинскими учеными-киевлянами - Светланой Герасименко с кафедры астрономии Киевского университета и Климом Чурюмовым, работавшим на тот момент в Главной астрономической обсерватории НАН Украины.

Кадр трансляциии в момент отстыковки зонда. В кадре второй справа - Клим Чурюмов

Свое открытие они совершили во время экспедиции в Алма-Ату. Интересно, что комета была открыта случайно, во время изучения снимков другой кометы — Комас-Сола.

Как открывали комету

В 1969 году вместе с коллегой Светланой Герасименко (сейчас она живёт в Таджикистане) Чурюмов наблюдал за небесными телами в алма-атинской обсерватории. В той экспедиции они и запечатлели новый космический объект. В центре одной недопроявленной фотопластины оказалось подозрительное пятнышко.

Уже в Киеве, когда обрабатывали отснятый в Казахстане материал, такую же точку нашли ещё на нескольких снимках. Это могла быть новая комета. В Центральном бюро астрономических телеграмм в США подтвердили открытие.

То, что через 35 лет после открытия кометы Чурюмова — Герасименко к ней полетела "Розетта", — ещё одно звено в длинной цепи случайностей. Ведь сначала лететь собирались к другому космическому объекту — комете Виртанен.

Комету Чурюмова-Герасименко выбрали из 200 кандидатов

Запуск зонда запланировали на январь 2003 года, но тогда из-за неполадки с ракетой-носителем миссия сорвалась. Начался отбор нового кандидата. Комету украинских астрономов выбрали из двух сотен — посылать зонд можно только к небесным телам с проверенными орбитами, которые уже не раз возвращались к Земле. Новость об этом Чурюмову пришла на электронную почту. А через день умерла его мама.

В 2004-м учёный улетел на космодром Куру во Французской Гвиане и наблюдал, как "Розетта" отправляется к его комете. Запуск снова был на грани срыва. Сначала мешала непогода — сильный ветер и дождь, потом у аппарата возникли проблемы с термоизоляцией. Оторваться от Земли удалось только с третьей попытки.

10 лет "Розетта" совершала космические па, чтобы приблизиться к цели. Чурюмов не перестаёт восхищаться красотой расчётов движения аппарата. Попасть в ядро, которое находится в 400 млн км от Земли, — всё равно что в игольное ушко на таком же расстоянии. Три года "Розетта" находилась в экономном режиме, а в январе 2014-го спящую красавицу разбудили.

Солнечные панели

Солнечные панели "Розетты" и комета Чурюмова-Герасименко. Фото Philae Lander, Twitter

Не поступил на физику: астрономом стал случайно

- В детстве я, как и многие, изучал созвездия, наблюдал за метеорами. Загадывал желания, когда падали звёзды. Хотя не припоминаю, чтобы хоть одно сбылось. Но связывать свою жизнь с астрономией вообще-то не планировал, - говорит Клим Иванович.

Чурюмов поступил на физический факультет Национального университета им. Шевченко. На третьем курсе, когда пришло время распределения студентов по кафедрам, очень хотел попасть на теоретическую физику.

— Но там было мало мест. Меня отправили на кафедру оптики. Не то чтобы к оптике не лежала душа. Но это было не моё решение. Потому, когда узнал, что на кафедре астрономии есть места, перешёл туда. И постепенно втянулся. Просто так случилось, - рассказывает он.

Как сейчас в киевской обсерватории

Обсерваторию на проспекте Науки ограждают от суетливости города бело-голубые ворота, кодовый замок на калитке и плотное кольцо деревьев, высаженных в XIX веке. В их зарослях прячутся жилые дома и жёлтые корпуса обсерватории. Сейчас здесь работают 30 человек. И живёт бессчётное количество кошек, ежей, белок, чувствующих себя полноправными хозяевами территории.

Последние активные наблюдения в обсерватории проходили в начале 1990-х годов. Ночи здесь были людными. Потом начала меняться наука и её инструментарий. Наблюдений стало меньше, но магия места никуда не делась.

Чурюмов работает в обсерватории полвека. Здесь он впервые посмотрел в профессиональный телескоп.

— Помню, как зимой наблюдал за кометой. Земля вращается, комета опускается к горизонту, телескоп поднимается. Надо всё время взбираться по лесенке выше и выше. И вот, сидя на самом верху, уснул и свалился. Хорошо, что в шубе был. Мягко приземлился, - вспоминает он.

Случалось, Чурюмов здесь почти круглосуточно наблюдал за космическими телами. Иногда по 18 часов без сна. В башне с телескопом температура, как на улице. Морозно, пальцы прилипают к аппаратуре.

Почему так важно исследовать кометы

— Комета — как бы капсула времени. Она несёт информацию из далёких времён, когда Солнце было молодое, а Земля только зарождалась. В ядрах комет сохраняется первичное вещество, из которого 4,5 млрд лет назад образовалась Солнечная система, - рассказывает Чурюмов. - Комета собрала лёд, замёрзшие газы, твёрдые частицы, в некоторых нашли глицин — аминокислоту, без которой не обходится ни одно живое существо. И 3–4 млрд лет назад всё это обрушивалось на Землю. Представляете, как интересно!

По материалам "Фокуса"