Чем запомнился Омельченко на посту мэра Киева

Чем запомнился Александр Омельченко на посту мэра Киева.

Чем запомнился Александр Омельченко на посту мэра Киева. Фото: TK media

Люди города
26 ноября 2021 19:51

Вчера, 25 ноября, бывший экс-мэр Киева Александр Омельченко умер. Несмотря на лечение в престижной клинике "Феофания", спасти его от осложнений коронавируса врачи так и не смогли.

Чуть более недели назад, 18 ноября, Омельченко был госпитализирован с осложнениями от коронавируса. Виталий Кличко тогда отметил, что состояние бывшего городского головы тяжелое, так как процент поражения легких и пожилой возраст дают о себе знать.

Не забудьте подписаться на канал Vgorode.ua в Telegram.

83-летнего экс-мэра положили в больницу "Феофания". По словам его сына, по состоянию на 18 ноября Омельченко болел уже на протяжении 11 дней. Дышать самостоятельно он не мог, а только с помощью кислородной маски. Также сын отметил, что Александр Омельченко ранее вакцинировался. Но медики оказались бессильны.

Похороны экс-мэра пройдут в понедельник, 29 ноября. Отпевать его будут в Успенском соборе в Лавре, который был восстановлен во время его каденции.

Vgorode собрал несколько фактов из жизни бывшего главы столицы.

Александр Омельченко управлял Киевом с 1996 по 2006 год. Этот период в истории украинской столицы можно вспомнить как время бурного возрождения после стагнации и упадка, которые были характерны для кризисных 1980-90-х годов. Чем же запомнилась жителям Киева эпоха Омельченко?

По образованию он был строителем, причем учился и делал карьеру он именно в Киеве. Сначала Александр поступил в Киевский строительный техникум, а затем - в Киевский инженерно-строительный институт (КИСИ). Если в начале карьеры он был простым пролетарием - мастером цеха сборного железобетона, то впоследствии он сделал карьеру, став сначала мастером цеха, затем начальником цеха, а потом и директором завода ЖБК. Строительная карьера будущего мэра проходила в советское время.

При независимой Украине он сразу занял высокие должности, сначала он почти три года пробыл заместителем председателя исполкома Киевского горсовета, а в 1994 стал уже первым замом главы КГГА.

Возглавил столицу Омельченко 8 августа 1996 года, сначала в должности главы КГГА, а с 1999 года (по апрель 2006) - еще и в должности Киевского городского головы.

Омельченко был очень противоречивой фигурой в истории Киева. У него всегда было много противников, но и огромное количество сторонников. В первую очередь он запомнился как мэр-строитель, не только выступивший инициатором возведения многих объектов в столице, но и постоянно лично инспектировавший ход строительства.

Именно при Омельченко было создано (или восстановлено) большое количество зданий, памятников, других объектов, без которых современный Киев попросту немыслим.

Он радикально преобразовал транспортную систему города путем закупки большого количества маршруток, он начал выкладывать плиткой центральные улицы Киева, именно при нем первые киевские парки приобрели современный ухоженный вид.

Рассмотрим, что нового появилось в Киеве при мэре Александре Омельченко.

Метро

За время пребывания Омельченко городским головой станции метро открывались постоянно: "Дорогожичи" (2000), "Житомирская" (2003), "Академгородок" (2003), "Сырец" (2004), "Бориспольская" (2005), "Вырлица" (2006). Кстати, нынешний городской глава в должности почти столько же времени, сколько и Омельченко, однако при нем не было открыто ни одной станции.

Наземный транспорт

Именно при Омельченко улицы Киева начали заполнять маршрутки. Тогда это были еще не "Богданы" и "Атаманы", а совсем маленькие микроавтобусы, такие как "Газель". В последние годы маршрутки на улицах Киева большинство жителей воспринимает негативно, но когда они только появлялись, ездили они гораздо быстрее муниципального транспорта, как экспрессы, останавливались далеко не на каждой остановке и многие горожане были довольны их появлением.

Также Омельченко не любил трамваи, именно при нем были демонтированы десятки километров трамвайных путей, что многие даже называли "транспортным погромом".

Так, например, была ликвидирована трамвайная линия по мосту Патона, что привело к тому, что стало невозможным перегонять вагоны с правобережного Киева на левобережный. Также были закатаны в асфальт рельсы в центре города - бывший гордостью советского Киева скоростной трамвай №1, связывавший Борщаговку и Отрадный массивы с центром города, был отменен, новой конечной трамвая №1 стала Старовокзальная улица.

Подземные торговые центры

Омельченко навсегда вписал себя в историю Киева необычной инициативой - постройкой подземных торговых центров. Именно при нем появился "Метроград", тянущийся от площади Льва Толстого к Бессарабской площади, "Глобус" под Майданом Независимости, бывший "Квадрат" под площадью Славы, а также менее популярные ТЦ в подземном переходе на метро "Дружбы народов" и близ метро "Шулявская".

До Омельченко никаких общественных подземных пространств в столице не было, и после его ухода новых также никто строить не спешит.

Бюветы с водой

Если до Омельченко колонки с водой в Киеве встречались в основном в частном секторе, то за годы его правления красивые бюветы с питьевой водой появились практически во всех районах Киева, во дворах и парках. После его ухода массовое строительство бюветов было свернуто.

Храмы

Без Михайловского Златоверхого монастыря сейчас трудно представить Киев - именно на площади перед Михайловским собором сейчас массово гуляют и фотографируются люди, там проводят концерты. Большая часть строений монастыря была разрушена в сталинские годы, и восстановлена как раз при Омельченко в конце 90-х.

Тогда же стала частично пешеходной и Михайловская площадь, не все помнят, что еще не так давно она была закатана в асфальт и по ней ездили машины (как впрочем, и по соседней Софийской площади, преобразованной при том же мэре).

Еще один знаковый объект, воскресший из небытия при Александре Александровиче - это Успенский собор Киево-Печерской лавры, взорванный в 1941 году и открытый вновь в 2000-м. Только в 2003 году на Почтовой площади появилась Церковь Рождества Христова (она была разрушена в 1935), а в 1998 на соседней Контрактовой - Церковь Успения Богородицы Пирогощи (также была уничтожена в сталинские годы).

Хаотичная застройка

Если до прихода мэра-строителя в историческом центре возводилось совсем мало современных высотных домов, то именно при нем началась массовая точечная застройка города, в результате чего исторический облик Киева начал быстро меняться и, зачастую, не в лучшую сторону.

Вокзалы

Мало кто помнит, что находилось на месте нынешнего Южного вокзала и площади перед ним еще в 90-е годы. Все приезжающие в Киев на поездах выходили в город только на другую сторону от путей - к Вокзальной площади и метро. А был там неасфальтированный пустырь. Южный ж/д вокзал и нынешняя улица Кирпы появились только в 2001 году. Тогда же было капитально отреставрировано и главное здание вокзала, где на месте нынешнего эскалатора стоял памятник Ленину.

В 2003-05 годах на месте убогой платформы появился и один из лучших пригородных вокзалов Киева - на Караваевых Дачах. А в 2001 году в Киеве появился новый транспортный узел - автовокзал на Выдубичах.

Присоединяйтесь к группе своего района на Facebook:

Березняки, Борщаговка, Виноградарь, Воскресенка, Голосеево, Дарница, ДВРЗ, Куреневка и Приорка, Лесной массив, Лукьяновка, Минский массив, Нивки, Оболонь, Отрадный , Подол, Позняки, ПОХ, Русановка, Соломенка, Троещина, Теремки, Татарка, Шулявка.

ТОП РАЗДЕЛА
Это чат – пиши и читай 👇
Ого! ты доскролил до нашего чатбота 😏
Теперь у тебя есть возможность настроить его под себя и узнавать важный контент первым, чтобы рассказывать друзьям
Только почта, только хардкор 🤘
Мы в соцсетях